шаллини сет (перевод muslimeco.ru)
От малого бизнеса к мировому бренду: как растет мировой рынок халяль
Халяльный сертификатор Исламский совет по продовольствию и питанию Америки (IFANCA) сообщает, что число категорий сертифицированных халяль продуктов в 2017 году увеличилось примерно на 15%.
«Это намного выше общего показателя роста пищевой промышленности. Все больше продуктов сертифицируется как халяль, и не только товары народного потребления, но также сырьевые и пищевые ингредиенты», - сообщила Асма Ахад (Asma Ahad), директор по развитию халяльного рынка IFANCA, добавив, что Совет сотрудничества стран Персидского залива (GCC) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), являющиеся импортерами или транспортными узлами, способствуют росту спроса на сертификацию.

Стремясь привлечь население к расходованию средств, компании ищут привлекательные маркировки. Томас Герреро Бланко (Tomas Guerrero Blanco), глава Instituto Halal в Мадриде, сообщает о 25% росте спроса на сертификат. Он утверждает, что не только крупные производители продуктов питания и напитков, но и все больше малых и средних предприятий (SMEs) получают сертификацию халяль.

НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

Рост также расширился за счет непродовольственных секторов. Мохаммед Аминуддин Шам Таджуддин (Mohammed Aminuddin Sham Tajuddin), директор отдела продовольствия халяль MATRADE, агентства по содействию торговле Малайзии, сообщил: «Халяльная индустрия теперь расширилась за пределы пищевой промышленности, включив в нее фармацевтические препараты, косметику, товары для здоровья, туалетные принадлежности и медицинские устройства, а также сектор услуг, таких как логистика, маркетинг, печатные и электронные СМИ, упаковка, брендинг и финансирование».

Бланко видит ту же тенденцию в Европе: «Существует спрос, исходящий от секторов, которые выходят за рамки продуктов питания: косметика, туризм и фармацевтика и другие. В настоящее время все больше SMEs в пищевой промышленности и других секторах (туризм, косметика и т.д.) заинтересованы в сертификации халяль».

«За последние три года мы сертифицировали большое количество компаний в секторе туризма (отели, торговые центры и рестораны) и косметического сектора», - добавил Бланко.

ПРИБЫЛЬНЫЕ РЫНКИ

Причины роста халяльной сертификации различны. С одной стороны, повышается потребительский спрос, обусловленный осведомленностью; с другой стороны, экономики со значительным мусульманским населением показывают быстрый рост, что делает их привлекательными в качестве целевых рынков.

Дхалифф Ануар (Dhaliff G. Anuar), менеджер отдела халяльной индустрии и эффективности обслуживания PricewaterhouseCoopers в Малайзии, сообщил, что спрос развивается «от ориентированного только на потребителя» к «ориентированного на отрасль».

«Халяльный пищевой сектор начался с внутреннего спроса. Мусульманские потребители хотят, чтобы их питание было халяльным и контролировалось через надзорные органы. Когда рынок рос, халяльные продукты перестали быть просто спросом мусульманских потребителей. Теперь спрос приходит из самой пищевой промышленности», - добавил он.

Ануар считает, что осведомленность не ограничивается только потребителем, предприятия более осведомлены о потенциале рынка халяль. «С ростом платформ интернет-коммуникаций и электронной коммерции покупатели стали более образованными и склонны оптимизировать бизнес-процессы. Это создало другие важные требования, такие как прозрачность, халяль-совместимые услуги, обмен данными и простота маркетинга и транзакций».

Бланко утверждает, что спрос на халяль-сертифицированные продукты, производимые в США и Европе, растет в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, растущий спрос на сертифицированные халяльные продукты в странах Восточной Африки и Центральной Азии, по его словам, побуждает многие европейские компании получить халяльный сертификат.

В 2017 году Instituto Halal открыл офис в Мексике для доступа к латиноамериканскому рынку. «Большинство латиноамериканских стран являются агропродовольственными державами. Приход Трампа к власти в Соединенных Штатах (рынок, на который эти страны отправляют от 60% до 70% своего экспорта продовольствия) ускорил процесс получения сертификации халяль», - сообщил Бланко.

«Точно так же соглашения, достигнутые странами-членами Тихоокеанского альянса (Чили, Перу, Колумбия и Мексика) со странами АСЕАН, многие из которых являются странами с мусульманским большинством, подогрел интерес латиноамериканских компаний к халяльному рынку», - добавил он.

Не только Тихоокеанский альянс, но и другие азиатские рынки, которые традиционно являются нехаляльными, в настоящее время всерьез рассматривают халяльный рынок.

Ануар считает, что мегатренды, такие как быстрая урбанизация, социальные перемены и глобализация продовольственного снабжения, привели к тому, что «халяль» стал известным словом в пищевой промышленности. Он добавил, что многие мейнстрим-бренды либо имеют халяльную сертификацию, либо планируют ее получить, потому что халяль стал модной тенденцией в пищевой промышленности.

«Мы наблюдаем значительный рост спроса на халяльную продукцию в регионе Восточной Азии, включая Китай. Скорее всего, это обусловлено их экспортной промышленностью, которая требует халяльного сырья и источников, а также привлечения новых рынков и инвестиций на их территории», - сообщил Ануар.

Ярким примером является Япония, которая за последние пару лет стала популярным направлением для мусульман. В декабре 2017 года местные СМИ сообщили, что Mitsui Sugar, крупнейший производитель сахара в Японии, планирует продавать халяльный сахар для удовлетворения растущего спроса со стороны своих покупателей - ресторанов и производителей приправ, которые хотят удовлетворить растущий спрос со стороны мусульманских туристов. Потребление сахара в Японии сокращается, что привело к замедлению внутреннего рынка для компании.

Таджуддин из MATRADE сообщил, что среди немусульманских стран преобладают такие страны, как Китай, Япония, США, Бразилия и Великобритания. Великобритания импортирует 18 млрд фунтов стерлингов (25,5 млрд долларов США) продовольствия в год, а размер рынка халяль в США оценивается в 18 млрд долларов США. Китай также готовится стать сетевым импортером халяльных продуктов и напитков в ближайшие 10 лет. Малайзия является одним из крупнейших экспортеров халяльной продукции и напитков во всем мире.

По данным MATRADE, в 2016 году Малайзия экспортировала 42,3 млрд малайзийских ринггит (10,9 млрд долларов США) халяльных продуктов, что на 7,1% больше, чем в 2015 году.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Постоянная горячая тема в индустрии халяль - это стандарты. Сертифицирующие организации, действующие в разных частях мира, наблюдают тихую революцию, которая приближает к большей согласованности между различными типами принятых стандартов. В настоящее время сертификаторы получают аккредитацию от различных организаций, что позволяет клиентам проникать на эти рынки.

В странах с исламским большинством, Организация Исламского сотрудничества (OIC) и Институт стандартов и метрологии исламских стран (SMIIC) реализуют Strategic Plan 2016-2020, целями которого являются активное вовлечение экспертов в процесс стандартизации и согласованность между международными и региональными стандартами.

Бланко считает, что инициатива по продвижению глобального халяльного стандарта имеет большое значение. Глобальный халяльный стандарт позволил бы, среди прочего, снизить стоимость сертификации халяль для компаний, облегчая доступ к рынку большего количества малых и средних предприятий и снижение цены на халяльные продукты. Это также обеспечило бы прозрачность и юридическую определенность для рынка.

SMIIC, IHAB, IHAF

Новый Совет по аккредитации SMIIC - это шаг к созданию схемы аккредитации в государствах-членах OIC. Совет соберется впервые в Стамбуле в конце февраля. Тем не менее, членство в его команде по управлению на 2018-2020 годы не включает Малайзию, чей халяльный аттестат Департамента исламского развития, более известный как JAKIM, в настоящее время признает 67 сертификационных органов из 41 страны. SMIIC сообщает, что членство в его техническом комитете по аккредитации открыто для всех государств-членов.

Однако Малайзия объявила в июне прошлого года о создании Международного совета халяль (IHAB), который будет запущен в апреле этого года, чтобы все органы по сертификации находились на одной платформе для согласованности халяльных стандартов.

Малайзийский IHAB расценивается как конкурент Международному форуму по аккредитации халяль в Дубае (IHAF), роль которого заключается в согласовании соответствия в секторе халяль и в содействии ратификации многосторонних соглашений между странами. Членство в IHAF в настоящее время насчитывает 25 аккредитационных агентств из 27 стран, половина из которых являются неисламскими. В юрисдикцию SMIIC могут входить только государства-члены OIC, исключая неисламские страны.

Глобальному халяльному сектору придется подождать до апреля, когда Малайзия опубликует подробные данные IHAB, чтобы оценить степень совпадения между IHAB, IHAF и Советом по аккредитации SMIIC. В то же время органы сертификации халяль JAKIM и ОАЭ налаживают связи для развития халяльных рынков.

В соответствии с взаимным соглашением, подписанным в сентябре 2017 года, JAKIM теперь признает национальный халяльный знак ОАЭ, выпущенный Управлением по стандартизации и метрологии Эмиратов (ESMA), открывая рынки, которые принимают сертификаты Малайзии для экспортеров и реэкспортеров из ОАЭ.

Абдулла Абдул Кадер Аль-Маини (Abdulla Abdul Qader Al Maeeni), генеральный директор ESMA, сообщил, что запросы о сертификации халяль поступают из разных стран. ESMA получило запросы от таких стран, как Соединенные Штаты, Канада, Бразилия, Уругвай, Колумбия, Парагвай, Аргентина, Южная Африка, Эфиопия, Кения и Австралия. Общее количество сертификатов, выпущенных в 2017 году, достигло 18 000.

по материалам Salaam
Чекайте последние новости, и давайте обсуждать!
Мадина Калимуллина
Показать еще