Успейте заказать в нашем магазине IFExpert
Банковские карты: чья ответственность?
Запретные покупки: личное дело или общая ответственность?
В России стали появляться банковские карты, соответсвующие требованиям шариата. Насколько необходимо по карте ограничивать возможность покупок продукции, не являющейся халяльной
В России стали появляться банковские карты, соответсвующие требованиям шариата. И одним из вопросов, вскользь обсуждаемых экспертами в сфере исламских финансов, стал следующий. Насколько необходимо по карте ограничивать возможность покупок продукции, не являющейся халяльной. Речь идет прежде всего об алкоголе, табаке и свинине, как самых явных нехаляльных товарах.

Почему вскользь? Потому что, согласно шариату, человек (держатель карты) сам несет ответственность за то, куда он тратит деньги. Если он купил запретное и использовал его на запретные цели - ответственность (грех) - на покупателе. Тут важно оговориться - человек может купить запретное и использовать его на дозволенные цели. Например, знаю ребят, которые для проведения небольшого исследования приобретали сигареты в разных регионах в целях анализа состава и изучения вреда для организма. В такой покупке харама нет, ибо вещь приобретается не для потребления и не для распространения. Аналогично, если кто-то прибрел спирт для медицинских целей, для обеззараживания и пр. - также не будет греха. таким образом, деньги, как нож - это инструмент, его можно использовать как в дозволенных, так и запретных целях. И в данном случае не важно, лежат деньги на карте (будь то платежная или кредитная), либо используются наличные деньги. Ответственность несет покупатель.
Другое дело - если речь идет об операции мурабаха, когда банк покупает актив и перепродает его клиенту с наценкой. Принцип мурабаха кое-где лежит также в основе кредитных карт, тестировался в свое время и в рамках карт «Хаят» в дагестанском банке «Экспресс». Здесь уже банк несет прямую ответственность за покупку. Так как он не дает деньги или заем, он покупает и перепродает конкретный товар. Само собой, здесь уже мнение шариатских экспертов однозначно в том, что при мурабаха не должность сделок по покупке или продаже запрещенных товаров.

Халяль напитки
В Дубайских супермаркетиах даже шампанское - халяльное
Однако против запретных покупок даже по платежным и кредитным картам есть один веский аргумент - «родительский контроль». Да, многие родители, независимо от вероисповедания очень приветствуют функцию ограничения покупок отдельных категорий товаров, алкоголя и табака в частности. Причина ясна. Они дают своим чадам карту и тешат себя надеждой, что ребенок не купит пива или сигарет на эту карту. И тут в качестве помощи родителям имеется закон об ограничении продажи алкоголя и табака детям младше 18 лет (вполне возможно что скоро и 21 года). Само собой, «запрет» по карте при желании легко обойти. Но все же дополнительное ограничения вроде как выглядит не лишним.

Но даже при всех «за» и «против» и даже с учетом введения новых кассовых аппаратов, банковская система в России (и в СНГ) не позволяет проводить ограничение по категории товара. По категории продавца - да. Это легко отсеивается по коду деятельности. Если профиль деятельности продавца - «алгомаркет» или «игорное заведение» или «страховое дело» (при учете того, что в России нет исламских страховых компаний), то можно запретить карте «срабатывать» в этих местах. Что, собственно говоря, и сделано по карте «Халва Халяль» Совкомбанка. Однако по поводу классификации по виду товара банкиры разводят руками - сегодня это не возможно. По крайней мере, такого заключение по итогам обмена экспертными мнениями с представителями нескольких банков из России и Казахстана. Поэтому по халяльной карте в обычных продуктовых магазинах можно купить и халяльную баранину, и бутылку нехаляльного зелья. А далее - уже покупатель решает, как будет применяться объект приобретения - халяльно или запретно.

За рубежом, в частности, странах Персидского залива, ситуация проще. Там такое ограничение возможно, поскольку торговля «харамом» находится в принципе в стране под особым контролем.

Про такие товары, как сыры с содержанием ингредиентов животного происхождения или мармелад с желатином не говорю, иначе мы уйдем в дебри из которых не скоро выпутаемся. По крайней мере, на данном этапе.

Однако уверена, что с развитием ИТ-отрасли этот вопрос будет легко решаем в будущем.

А вопрос, собственно, вот в чем - нужное это дело или это будет востребовано максимум в 1 % случаев?