Калимуллина м.э.
10 критериев при выборе центра по халяль сертификации
Потребитель все более осознанно подходит к покупкам. Читает состав, смотрит маркировку и знаки качества. Особую популярность получают товары с отметками «эко», «органик» и «халяль». А для компаний-производителей, желающих привлечь в число своих покупателей данную платежеспособную аудиторию, возникает вопрос о выборе органа по сертификации. В данной статье речь пойдет о критериях выбора органа по сертификации халяль – сферы молодой, но быстрорастущей в нашей стране.
На рынке халяль сегодня нет единых стандартов, соответственно, можно встретить товары с различной маркировкой, обозначающей, что продукт соответствует требованиям халяль. Требования стандартов по пищевому производству халяль в целом едины – это отсутствие в продукции алкоголя, свинины, мертвечины, мяса и жира животных, забитых не по правилам монотеистических религий, а также любых вредных для здоровья человека и общества веществ и их производных. В то же время есть и ряд тонкостей, по которым между различными стандартами могут быть существенные разногласия. Но это тема отдельного разговора.

В мире существует свыше сотни органов халяль сертификации, какие-то работают на государственном уровне, кто-то является коммерческой компанией, аккредитованной при государственном учреждении или международной организации; есть и просто частные лица и компании, работающие по своим собственным стандартам. При выборе органа сертификации халяль очень важен вопрос доверия и признания сертификата, а также известности и узнаваемости халяль маркировки. Но это далеко не все критерии, которые важно учитывать.

В России существует не менее 13 систем добровольной сертификации халяль, помимо этого ряд религиозных мусульманских организаций в разных регионах выдают свидетельства в подтверждение соответствия религиозным канонам. Как быть в такой ситуации производителю, стоящему перед выбором органа по сертификации? Ведь сертификация – это процесс часто затратный по временем и ресурсам.

Предлагаем список из 10 критериев, которые необходимо учитывать при выборе органа по халяль сертификации, чтобы потом не столкнуться с неприятными сюрпризами или необходимостью замены контрагента. А ведь процедура сертификации обычно предполагает не только длительное взаимодействие всего коллектива с органом по сертификации, но и длительность отношений после первичного освидетельствования, чаще всего, не менее 2-3 лет.

Неприятность может случиться и тогда, когда возникает необходимость прохождения сертификации сразу у нескольких органов. Например, когда нужно попасть на рынки разных регионов или стран или появляется важный клиент-заказчик, который признает только сертификацию или маркировку конкретного органа.

Итак, критерии выбора органа по халяль сертификации, на которые следует обратить внимание российскому производителю.

1. Легитимность

По оценкам международных органов халяль аккредитации, огромное число организаций, выдающих халяль сертификаты в разных странах мира, не являются даже зарегистрированными юридическими лицами. Особенно это касается ситуации в европейских странах. Более того, многие организации представлены, по сути, одним физическим лицом, которое и оформляет документы и выезжает на проверку и выписывает документ и осуществляет контроль. Само собой, стандарт также он пишет сам, если таковой вообще есть.

Конечно, такая ситуация встречается довольно редко, но она может иметь место и на российском рынке.

Легитимность органа сертификации определяется прежде всего официальным юридическим статусом, а также наличием аккредитации. Вот с аккредитацией у всех российских органов халяль сертификации пока сложности. По сути, все такие организации сами себя аккредитуют. То есть сами пишут стандарты, сами утверждают их и сами по ним проводят сертификацию. Требования международных халяль стандартов, например, Саудовской Аравии, предусматривают четкое разделение процессов стандартизации и сертификации. В ближайшие годы ожидается, что и российский рынок к этому придет. Этому призван способствовать Проектно-технический комитет № 704 «Продукция и услуги халяль» (далее – ПТК), созданный в декабре 2017 года при РОССТАНДАРТЕ в целях разработки единых стандартов халяль для России. В ПТК сформированы три подкомитета – по пищевой продукции, по непищевой продукции и по услугам. В задачах ПТК – разработка единых для России стандартов по каждому из направлений до 2021 года.

2. Географическое присутствие и признание сертификата.

Этот аспект особенно важен, если вы хотите поставлять халяль продукцию на экспорт. Будь то страны СНГ, Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии. Если в рамках СНГ пока ограничений и требований к ввозу халяль продукции нет, то в странах с более сильным влиянием религии на правовую систему все гораздо серьезнее. Здесь необходимо понимать, какие мировые системы стандартизации халяль существуют. Наиболее известны – малазийская и система стран Персидского Залива (к счастью, с недавнего времени у всех стран Залива действуют единые стандарты по халяль, более того, они признаются практически во всех странах мусульманского мира). Особняком стоят Иран и Индонезия. Данные страны признают только их собственные стандарты и собственную сертификацию халяль. В то же время, если вы хотите поставлять продукцию в Саудовскую Аравию, сертификат, полученный от малазийского органа сертификации, не пройдет. Вам необходимо пройти сертификацию у одной из организаций, аккредитованных при Gulf Accreditation Centre или ином аккредитующем органе стран Залива.

3. Репутация.

Очевидно, что чем выше репутация органа по халяль сертификации, тем выгоднее с ним сотрудничать. Более того, иногда ваши клиенты-заказчики предприятия могут предъявлять требования о наличии сертификата или значка именно от конкретного органа сертификации. Важно при этом оценить и региональное признание маркировки халяль и сертификата. Вполне возможно, что вы производите продукцию в Брянской области, а хотите продавать в Дагестане, где у покупателей могут быть свои убеждения в отношении «правильного» значка или сертификата. Либо, возможно, вы производите продукт в Челябинской области, а хотите продавать в Татарстан. Оцените, как воспринимаются различные значки халяль в данном регионе, либо, если вы делаете производство для конкретного крупного закупщика, уточните, каковы его пожелания. При всем этом, на самом деле, по большей части потребителю все равно, какой значок стоит на упаковке. Большая часть покупателей, ориентированных на халяль, ограничится наличием любого значка, указывающего на халяльность товара. Но, тем не менее, этот фактор не стоит отбрасывать.
Нередки случаи и установления скрытых барьеров со стороны религиозных организаций. Например, компания из региона Сибири прошла сертификацию у органа из Татарстана, а местная религиозная организация в городе базирования организации распространяет информацию о нелигитимности или, еще хуже, нехаляльности такого органа в данном регионе (само собой, с точки зрения российского права данные действия противоречат законодательству). «Расплачиваться» в прямом и переносном смысле приходится производителю. Такие риски компании тоже стоит принимать во внимание.

4. Цена.

Пожалуй, именно о цене в первую очередь думает производитель. Но и здесь не достаточно просто сопоставить коммерческое предложение от разных организаций по халяль сертификации. Здесь могут быть подводные камни. Например, первичное коммерческое предложение может не содержать такой важной информации, как оплата труда аудиторов,либо ежемесячные взносы, либо взносы за каждую партию продукции, либо даже комиссию с объема производства продукции с маркировкой халяль. В последнем случае, само собой, это будет напрямую приводить к увеличению себестоимости продукции на несколько процентов.
Часто бывает и так, что орган по сертификации не озвучивает цену услуг изначально, а определяет ее индивидуально для каждого клиента.

В общем, цена – это наиболее сложный и запутанный вопрос в сфере халяль сертификации.ё

5. Контроль и аудит.

Если вы действительно хотите соответствовать требованиям халяль, будьте готовы к постоянному контролю, плановым и внеплановым проверкам. Строгость органа сертификации влияет и на его репутацию в профессиональной среде и реже – среди потребителей (реже – просто потому, что потребители зачастую не знают стандартов, на основе которых проходит сертификация, ибо в публичном доступе в России их попросту нет). Но далеко не всегда большая строгость свидетельствует об универсальном признании рынком.
Вид и частота контроля также зависит от характера производимого продукта. Самый строгий контроль – на предприятиях по забою. Здесь практически все мировые стандарты едины в том, что забой по стандарту халяль предполагает постоянное присутствие эксперта – аудитора на предприятии. А вот если Вы производите, скажем, косметическую продукцию, то контроль может ограничиться периодическим приездом на производство инспекторов и проверке документации от поставщиков.

6. Профессионализм.

Отлаженные бизнес процессы, клиентоориентированность, отвечающая современным реалиям база данных и реестры – все эти очевидные на первый взгляд составляющие любого бизнеса далеко не всегда свойственны органам по халяль сертификации. Бывает и так, что сертификат выдается с наличием орфографических ошибок. Компания на стадии переговоров может хорошо «прощупать» данный момент и на основе полученной информации принять соответствующее решение.

7. Конфликтность.

Проведите мониторинг интернет и СМИ – задействован ли орган сертификации в тех или иных разборках, конфликтах и скандалах, является ли инициатором обвинений в адрес компаний или конкурентов? Увы, на российском рынке нередки случаи, когда компания, отказываясь от услуг органа по халяль сертификации и переходя на обслуживание в другой орган по тем или иным причинам, становится объектом несправедливых и надуманных обвинений со стороны бывшего «партнера». Среди таких, например, такое «чувствительное» для потребителя обвинение, как наличие в составе продукции свинины, «луж крови», грубых нарушений в производственном процессе, и даже то, что компания возглавляется людьми, не являющимися мусульманами (что конечно само по себе никак не нарушает исламские нормы и требования и является нарушением Конституции Российской Федерации и международного права). Кстати, столкнувшись раз с такой ситуацией, сдуиться с "обидчиком" будет достаточно сложно - зачастую такие "добрые вести" о компании продукте распространяются обезличенно, сарафанным методом, через мессенджеры и соц сети. Как, например, распространявшийся в сети видеоролик о "Царицыно", появившийся через некоторое время после того, как компания отказалась от услуг одного из органов по сертификации и перешла на обслуживание в организацию, расположенную в другом регионе.
8. Отсутствие конфликта интересов.

Конфликт интересов в сфере халяль сертификации, помимо упомянутой выше ситуации, когда один и тот же орган разрабатывает стандарты и потом по нему же сертифицирует, может заключаться в следующем:

- когда среди учредителей органов сертификации присутствуют компании-производители халяль продукции;

- когда компания аффилированна с производственными предприятиями или поставщиками сырья.

Международные халяль стандарты такие случаи не допускают. Однако в российской практике такое встречается.

9. Отношение к механическому забою и оглушению.

Именно эти два вопроса в сфере халяль производства (в частности, убоя) являются наиболее сложными и чувствительными. На международном рынке, да и в России, не угасают споры по поводу того, должны ли халяль стандарты допускать механический забой (а не только ручной) и оглушение. Особенно остро стоит вопрос по птице. Если на российском рынке проблема пока не решена, то, например, стандарт ОАЭ запрещает оглушение, даже частичное, а вот к механический забой допускается, но при определенных условиях. Поэтому если вы собираетесь производить халяль с последующими планами экспорта в ОАЭ, не забудьте поинтересоваться данными требованиями.

10. База сертифицированных предприятий.

База клиентов – это часто показатель авторитета и признания. К сожалению, часто органы по халяль сертификации не публикуют данные о своих клиентах либо достаточно редко обновляют открытые реестры компаний, прошедших сертификацию. Поэтому зачастую здесь необходимо будет полагаться на собственные исследования. Обратите внимание также и на факты, когда та или иная компания меняет орган сертификации. Если компании систематически переходят от конкретного органа по сертификации к другим, это является определенным показателем недоверия или неудовлетворенности работой такой организацией.

И в завершение – халяль отрасль развивается, меняются и дополняются стандарты. Поэтому вашим технологам следует держать руку на пульсе и отслеживать наиболее актуальные мировые тренды.

Таковые, в частности, ежегодно обсуждаются и презентуются в Москве на Выставке Halfood. 9-я Выставка состоится 26-28 апреля в МВЦ "Крокус Экспо", пав. 2, зал 6. Ознакомиться с программой мероприятия и пройти регистрацию можно онлайн.



Автор: Мадина Эмировна Калимуллина, к.э.н., управляющий партнер выставки халяль и эко продукции Halfood®
Чекайте последние новости, и давайте обсуждать!
Мадина Калимуллина
Показать еще