Калимуллина м.э.
Халяльное вино — почему бы и нет?
— Добрый день. Что пить будете?

— Можно нам, пожалуйста, пива. Хотя нет, у вас вот шампанское есть? Давайте бутылочку шампанского.

Обычный диалог, не так ли? По крайней мере, для российской действительности. И, как ни странно, для саудовской тоже.
В Саудовской Аравии законом запрещены производство и продажа алкогольной продукции. Однако на полках супермаркетов везде можно увидеть целые пирамиды бутылок, подозрительно похожих на винные: такой же формы, цвета, с подобной этикеткой… и, возможно, содержанием? Но нет — закон суров, а то, что можно увидеть на полках, — всего лишь результат глобализации и «тлетворного влияния Запада». Под названиями «Bel Normande», «Night Orient» и так далее маскируется виноградный сок, часто с добавлением углекислого газа, лимонной кислоты и некоторых ароматизаторов и антиоксидантов. Причем, бутылки, которые выглядят как винные, могут содержать напитки не только на основе виноградного сока, но и яблока, арбуза, граната, персика, апельсина и многих других фруктов. В основном эти халяльные вина поставляются из Европы: Франции, Италии, Испании; на некоторых бутылках есть информация, что производитель имеет сертификат «халяль».
«На международных Выставках халяль мы то и дело встречаем подобные продукты, и они пользуются популярностью. Однако среди российских мусульман такой продукт пока не очень распространен. Слишком остро стоит вопрос с алкоголем (и борьбы с ним) в принципе. Совсем недавно на Кавказе появилась пара брендов халяльного пива, но оформление бутылок можно легко принять за газировку, а поскольку бренды иностранные, мало кто ассоциирует их именно с пивом. Как, например, было в случае с Балтикой. В то же время для российских мусульман, часто бывающих в арабских странах, а особенно тех, кто учились там, закупить пару бутылок халяльного пива по приезду в регион – практически must have»,
Среди саудовского населения очень популярно так называемое «саудовское шампанское». Оно появилось в 80-х годах, по одной из версий, благодаря предприимчивому метрдотелю одного престижного ресторана, который решил внести разнообразие в карту предлагаемых напитков. Так или иначе, саудовское шампанское до сих пор удерживает свои позиции в ресторанах, которые предлагают разные вариации этого напитка. В названии больше пафоса, нежели есть на самом деле, поскольку оно представляет собой просто смесь яблочного сока, газировки, а также мяты и ломтиков яблок, апельсинов, лимонов . В результате получается освежающий шипучий напиток с приятным вкусом без капли алкоголя. Можно предположить, что с настоящим шампанским он имеет мало общего, за исключением пузырьков, но звучное название и соответствующее оформление обеспечивают ему популярность, особенно на свадьбах, вечеринках и других мероприятиях.
«Holsten», «Bavaria», «Mahou»… Ряды пивных бутылок поневоле навевают ассоциации с Октоберфестом. Но и в этом случае форма не соответствует содержанию: внутри находится напиток, по вкусу напоминающий «Дюшес», а на этикетке указано, что это «безалкогольный солодовый напиток». Среди ингредиентов присутствуют солод, газированная вода, фруктовые соки и разные добавки и ароматизаторы.

Не обошли вниманием и коктейли, из которых тоже убрали алкогольный компонент. Такие коктейли, как пина колада или мохито, можно заказать в ресторанах или даже в магазинчиках, где продают свежевыжатые соки. Те, кто имел возможность сравнивать, говорят, что по вкусу такие коктейли не отличаются от алкогольных. Таким образом, они действуют только на вкусовые рецепторы, а не на мозг, и по своей сути не противоречат мусульманскому образу жизни.
«С учетом алкогольного лобби в России, а также большого числа социальных проблем, связанных с потреблением алкоголя в нашей стране, халяльный рынок в России не должен развиваться по сценарию, когда один и тот же зонтичный бренд предлагает и алкогольную и безалкогольную продукцию. Главное, что такая бутылка / напиток не несли в себе смысл приобщения к культуре потребления алкоголя», - Кирилл Скогорев, генеральный директор компания АЛИФ.
Все эти напитки являются халяльными по той причине, что они не содержат алкоголя и других запретных компонентов. Их внешнее оформление может показаться странным и не совсем подобающим для такой консервативной мусульманской страны, но все-таки в данном случае главное — содержание. На ум приходит советский плакат с мужчиной, который твердо смотрит на зрителя и отталкивает протянутую ему рюмку с решительным «Нет!». Если можно было бы адаптировать этот плакат к саудовской действительности, то мужчина, наверное, взял бы рюмку, потому что там все равно либо газировка, либо сок, либо их смесь (ну и что, что в рюмке? Да хоть в чайнике! Главное, что это халяльный продукт). А что касается дизайна бутылок, то это дань моде и иностранным веяниям: многие саудовцы пытаются следовать западным трендам, особенно в том, что касается материальных ценностей и культуры потребления. К тому же, экономическую составляющую никто не отменял: раз есть спрос на такие напитки, будет и предложение. Главное, чтобы это предложение было халяльным.
Чекайте последние новости, и давайте обсуждать!
Мадина Калимуллина
Показать еще
Made on
Tilda