Калимуллина М.Э.
Проблемы рынка халяль сертификации в России
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха». (Коран, 16:116)
Тематика халяль продуктов на полках магазинов никогда не оставляла равнодушными потребителей-мусульман. И самое интересное, что спектр мнений здесь варьируется от полного восторга по поводу появления любой новинки до негодования и даже полного отторжения и неприятия.
Можно ли есть мясо животных, забитых христианами?

Оставим пока в стороне споры о халяльности таких продуктов, как яйца, мука, молоко, и даже желатин, а начнем с того, что Россия как страна, где мусульмане не составляют большинство, по-разному воспринимается с точки зрения дозволенности продуктов питания. Так, некоторые гости из арабских стран уверенно следуют кораническому правилу «пища людей писания дозволена вам», и на основе данных о том, что Россия - страна с преобладающим христианским населением (дауля масихия), спокойно едят все, что им будет предложено в местных ресторанах и отелях (ну разве что откажутся от свинины).

Другая крайность, чаще встречающаяся уже среди тех организаций, которые выдают халяль сертификаты и рьяно защищают свои халяльные стандарты, выражается в полном отказе от «пищи людей писания» на основании того, что, дескать, нынешние христиане уже не те, что прежде. Мол, верят в троицу, имя Господа при забое не произносят, ну и прочее. При этом, к сожалению, тот факт, что «троица» говорили и во время ниспослания Корана, упускается из виду. При этом те же самые представители на публичных пресс-конференциях уверенно говорят обратное, что достаточно того, чтобы пища были приготовлена с именем Бога.

«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (Коран, 5:5)

С одной стороны, плюрализм мнений всегда был свойственен мусульманскому обществу, и казалось бы, все было бы хорошо, если бы на этом вопрос закончился - каждый выбирает себе позицию по вкусу и по душе. Но проблема возникает тогда, когда одна из групп объявляет позицию другой неверной, а свою точку зрения — единственно правильной.

Так, вторая группа называет недозволенным то, что забито христианином, несмотря на прямое противоречие исламу и на то, что стандарт по халяль забоя той же Саудовской Аравии, напротив, допускает ситуацию, чтобы забойщиком на халяль предприятии был христианин или иудей. Само собой, в душу оператору убойного цеха навряд ли кто-то лезет, достаточно устного подтверждения того, что ты относишься к представителям той или иной веры и произносишь при забое фразу «С Богом» (кстати, у арабов мусульман и христиан эта фраза по идее звучит одинаково - «Бисмиллях»).



«Сомнительное» – значит, харам?

В Священном писании мусульман четко и неоднократно сказано, что запрещается называть дозволенное запретным. А запрещен ограниченный вид продуктов.

Однако сегодня российский рынок представлен более чем десятью организациями, оказывающими услуги в сфере халяль сертификации. И каждый по своему пытается быть лидером. А некоторые для того, чтобы нивелировать конкурентов, применяют не совсем халяльную тактику.

Например, если некое предприятие сертифицировано по иному стандарту, скажем, по стандарту конкурентного органа сертификации, который, например, допускает механический забой либо оглушение животных перед забоем, это не является основанием для того, чтобы назвать такую продукцию харамом или даже сомнительным. Однако же «сомнительное» – это очень удобный термин для манипуляции общественным сознанием. Так как сомнительное – это как будто уже не полноценный халяль, а значит, ближе к хараму. И что делают недобросовестные органы сертификации? Правильно, распространяют слухи о том, что продукция того или иного предприятия на деле сомнительная с точки зрения требований халяль, а то и вовсе запретная. К чему это приводит? Ни к чему иному, как к введению участников рынка и потребителей в заблуждение.

В итоге мы сталкиваемся с ситуацией, когда те, кто должен защищать интересы халяльного рынка, на деле загоняют его в более узкие рамки. Тогда как Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного.» (5:87)

В поисках халяльного совершенства

Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) люди сказали: «О посланник Аллаха, люди, недавно принявшие ислам, приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет». (На это) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха и ешьте его»

Возвращаясь к вопросу о вероисповедании операторов убойного цеха, христианами вопрос не ограничивается. Требования начинают предъявляться и к забойщикам-мусульманам. Проверяется не только знание шахады (свидетельства веры), но и регулярность молитвы и выполнение иных столпов ислама. Как будто молитве человека нельзя обучить, либо будто раз научившись, он будет ее выполнять, либо даже если выполняет, то делает это искренне. При этом одно дело, когда человек отрицает молитву и ее обязательность, и совсем другое – когда по той или иной причине пропускает ее.

Иными словами, органы сертификации начинают брать на себя функции Всевышнего – пытаться судить о степени веры и религиозности человека. Однако они забывают при этом о своих собственных словах и поступках, будто следуя принципу «на (конкурентной) войне все средства хороши», все средства – в том числе и недобросовестная конкуренция, обман, введение в заблуждение и пр. Проблема, конечно, в элементарном отсутствии религиозных знаний. Ведь религиозность должна проявляться вовсе не в стремлении выявить и предать гласности недостатки других, как часто ошибочно полагают неглубокие в вере, но искренне стремящиеся к праведности люди. Всевышний говорит о том, что он обязательно расскажет нам, что на самом деле мы совершали и что приобрели. («Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали», 10:23)

Чей халяль самый халяльный?

Дальше - больше. Ряд органов халяль сертификации то ли от желания перестраховаться, то ли от стремления угодить некоторым критикам, начинают предъявлять все более и более строгие требования к процессу производства. Ведь когда ты можешь с полным правом сказать: «У меня самый строгий стандарт, а значит, мой сертификат – самый лучший», то рынок вроде как будет к тебе более благосклонен. Строгость - это хорошо, это похвально. Но иногда строгость приводит к тому, что продукция, которая на деле соответствует халяльным нормам, выводится за рамки халяль. Проблема возникает тогда, когда такие органы сертификации обращают свой взор в сторону других предприятий, которые работают по другим халяль стандартам. Дескать, халяль у вас какой-то неправильный, сомнительный. Аргументы могут быть самые разные. То у вас лужи крови на предприятии (обилие крови при забое животных знающих людей не должно смущать), то голова животного при забое иной раз полностью отрезается от тела и т.д. «То ли дело у нас – у нас все правильно!».

Но увы, вопреки всем нормам исламской этики эти критические, пусть даже часто необоснованные, замечания направляются вовсе не в адрес предприятия либо «конкурентного» органа сертификации (коих у нас в стране сегодня на халяльном рынке свыше 10 более-менее известных), но направляется это в виде публичных анонсов- предупреждений в адрес потенциальных потребителей, что сродни зачинанию смуты и смятения в рядах мусульман, иными словами - фитны. «Смотрите-ка, а вот у такого-то предприятия халяль-то не совсем халяльный.» Вроде как и харамом не назовут, но радость от покупки такой продукции у потребителя конечно может поубавиться.
Причем, аргументы, предъявляемые в поддержку своих слов тоже весьма размыты, неоднозначны и пространны. «Нашли ДНК свинины!» - например, самый коварный аргумент. Ну кто из простых смертных будет готов засомневаться в запретности такой продукции для мусульман после такого заявления? Но вот о том, что метод, который используется при такого рода анализе, среди научного сообщества считается не только спорным, но даже и лаборатории пишут в своих заключениях предупреждения «Распространение протокола без предварительного согласования с испытательным центром запрещены», а также о том, что результаты могут зависеть и от того, где лежала продукция, на какой полке, каким ножом резалась и т. п., причем, один и тот же образец может и показать и не показать наличие ДНК свинины, - об этом, конечно, информация до простого потребителя не доносится. Да ладно об этом - о том, что в продукции самого «добросовестного» защитника халяль потребителя тоже время от времени находят ДНК свинины - почему-то молчание. И да, ДНК - не мясо и не кровь, и обнаружить его куда проще, чем сделать вывод о количественном составе. Не случайно вопрос о методах и порядке проведения испытаний на наличие ДНК вынесен в план работ Проектно-технического комитета «Продукция и услуги халяль», созданного осенью 2017 года при Россстандарте на базе Российского исламского института, с целью унификации стандартов халяль на федераоьном уровне.



Зачем манипулируют сознанием простого потребителя?



«Скажи: «Что вы думаете об уделе, который ниспослал вам Аллах, часть которого вы объявили запретной, а часть — дозволенной». Скажи: «Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?».» (Коран, 10:59)

Нам в компанию «Алиф», в оргкомитет Выставки Халяль экспо, да и просто от знакомых постоянно приходят вопросы и жалобы по поводу той или иной продукции, которая стала «жертвой» подобных нападок. Информация негативного характера, как правило, распространяется в разы быстрее и эффективнее, чем любая позитивная информация. Так что если предположить, что лицо, распространявшее поклеп на компанию, одумается и решит исправиться, разослав корректный релиз, он, само собой, дойдет уже до гораздо меньшего числа людей.

При этом, как правило, у самого рьяно защищающего интересы халяль потребителей, органа сертификации не все гладко с продукцией – и колбаса лопается, и червей находят в мясе (да, это не только в рамки халяль, это в рамки никакого санпина не вписывается!), и чего только не происходит. Почему-то ни одного извинения или предупреждения от заботливого органа не было. А если и удавалось кому-то поймать на явной ошибке таких деятелей, то отделываются они легким испугом и обещанием «принести публичные извинения». Конечно, ни извинений, ни исправлений своего нехаляльного поведения, как правило, за этим не следует.

Самопровозглашенные контролеры халяля

На сегодняшний день, участники рынка халяль сертификации настроены скорее враждебно по отношению к друг к другу, и основная причина тому, на мой взгляд, неведение. Неведение и непрофессионализм в тех вопросах, в которых данные организации как раз-таки должны разбираться очень хорошо.

Одна из причин, как мне видится, в том, что все органы халяль сертификации объединяют в себе две разные сферы – стандартизацию и сертификацию. Что это значит? Это значит, что та же самая организация как разрабатывает стандарты халяль, то есть документ, который отвечает на вопрос, что дозволено, а что запрещено, так и проводит работу по проверке соответствия клиентов-заказчиков данным стандартам. В чем опасность? В том, что, имея такие возможности, ты начинаешь ощущаешь свою безграничную власть над рынком. И чем дальше - тем больше функций на себя берешь, включая но не ограничиваясь, направлением различных халяль-надзирателей, которые «кошмарят» рынок, оказанием услуг в сфере маркетинга и пиара (в том числе черного пиара), проведением мероприятий и пр.

К слову, международные стандарты стран Персидского Залива не допускают такой ситуации. Разработка стандартов должна проводиться определенными компетентными специалистами в данной области, и утверждаться авторитетной организацией. А сертификация должна проводиться иными структурами, которые, принимая в работу готовый утвержденный стандарт, проводят уже чисто техническую работу и не выносят решение, что – халяль, а что – харам. Иначе у нас получается, что каждый орган сертификации «мнит себя алимом или муфтием».

Кстати, кто такой муфтий в традиционном понимании исламского мира, как человек, выносящий фетвы (правовые заключения), какие требования предъявляются к такому лицу – читайте, к примеру, шариатский стандарт № 29 AAOIFI. Например, «Обязательным условием является отсутствие личных интересов … в вопросе, по которому обращаются за фетвой» (п. 5.3).

В нашей практике, многие могут возразить, что стандарты утверждаются в тех или иных случаях советом улемов или духовным управлением и пр. Однако, увы, это скорее формальность, нежели реальная практика. В советах улемов и ДУМах практически отсутствуют специалисты в сфере технологий халяль, как пищевых, так и других областях жизнедеятельности. Надеюсь, эта сфера, тем не менее, будет преобразовываться и совершенствоваться в ближайшем будущем.



«Правильный халяль только у меня»

Мотивированы обвинения в нехаляльности, как правило, личной неприязнью, домыслами, слухами или иными факторами. К слову сказать, данные факторы не могут быть основанием для вынесения решения о чем-либо. Не говоря о том, что роль и функции судейства Всевышний не возложил на нас как рядовых верующих, но что очень охотно берут на себя некоторые органы сертификации.

К слову, даже такие авторитетные международные организации, как Академия фикха, AAOIFI и прочие отказываются выносить какие-либо суждения о соответствии халялю тех или иных конкретных компаний и продуктов. Их задача – сугубо вынесение фетв и ответ на конкретные жизненные вопросы. И они не берут на себя функции суда и контроля.

Но проблема в том, что психология пост-советского человека, еще не окрепшего и не привыкшего к самостоятельному и независимому мышлению такова, что стоит его запугать харамом, как он тотчас же станет твоим сторонником и приверженцем. Ведь что может быть милее и важнее, чем когда твои чувства как халяль потребителя защищаются. Чистая психология.

Как это не прискорбно, но за всем этим рвением к чистоте халяля просматривается банальный материальный интерес. Ведь в конце концов более жесткие рамки приводят ни к чему иному, как к условию о том, что компания, получающая сертификат, должна приобретать сырье только у аффилированных поставщиков, а это прямое нарушение не только российских и международных законов, но и подрывают саму суть сертификации.

(P.S.: противоречие стандарту стран Персидского Залива о том, что не должно быть аффилированности между органом сертификации и какой-либо компанией-производителем)

Можно было бы конечно назвать все имена, пароли, явки, да уж больно много негатива сегодня в исламских сми и социальных сетях. Кто в теме - тот поймет, кто не в теме - будет предупрежден, а кто-то может переоценит свои действия и посмотрит на них с другой стороны.

Продолжение следует…

Чекайте последние новости, и давайте обсуждать!
Мадина Калимуллина
Показать еще
Made on
Tilda