Калимуллина м.э.
Спекуляция на халяле. Свинина как орудие конкурентной борьбы
В России уже много лет развивается рынок халяль. Производителей, которые запускают линии халяль или полностью переходят на халяль-производство, становится все больше, в том числе появляются таковые в разных регионах России. Нарастает конкуренция. Участники рынка знают, что одним из самых чувствительных моментов является вопрос о наличии в составе продукции свинины. И недобросовестные конкуренты пользуются этим. Размещая различного рода утки в сети интернет о том, что продукция той или иной компании с маркировкой халяль содержит свинину.
Начнем с того, почему в России до сих пор нет исламских банков?

Для начала, разберемся, обязательно ли исламские финансовые сделки проводить через банк?

Те, кто смотрел прошлое видео, помнят, что по сути исламский банк – это управляющая и инвестиционная компания, которая также занимается торговым и лизинговым финансированием. При этом, в плане финансирования, у каждого исламского банка может быть своя специализация – одни занимаются исключительно инвестиционными сделками, другие только торговыми операциями, иные банки могут ограничиться свои операции, например, только оказанием услуг для юридических лиц.

То что делает его собственно банком – это открытие счетов, проведение платежей, обмен валюты. То есть если не совершать упомянутые банковские операции, для проведения исламских финансовых сделок не обязательно быть банком, то есть достаточно быть финансовой (инвестиционной, управляющей, торговой) компанией.

То есть , если мы говорим о собственно о сделках по вложению ваших финансовых ресурсов либо получения вами финансирования по принципам ислама, то по сути для этого как таковой банк не нужен, потому что сделки исламского финансирования – это изначально и по своей сути не банковские операции.

А вот для проведения платежей, расчетов и прочего банк, конечно, нужен. Поэтому, само собой, очень удобно, когда в исламском банке объединены собственно операции банковские, и операции исламского финансирования. Но для этого, как правило, нужно специальное правовое поле.

Но вот тут мы подходим к ключевому вопросу – а в какой правовой форме может сегодня существовать исламская финансовая компания с учетом российских реалий? Если рассматривать организационно-правовые формы, нацеленные на оказание услуг финансового посредничества, при этом такая организация обязана получить специальную лицензию, то мы увидим, что ни одна такая форма не подходит под деятельность исламской финансовой компании. Дело в том, что, согласно законодательству России, любой кредит должен подразумевать выплату процентов. Соответственно, основа деятельности всех подобного рода организаций – это кредиты под проценты.

Кто-то может возразить, что исламскими финансами может заниматься управляющая компания, которая принимает средства от населения и размещает их в различные ПИФы. Проблема в том, что такой вид деятельности не позволит вам вкладывать средства в реальные сделки. А только в ценные бумаги. То есть акции, облигации и производные финансовые инструменты, объединенные в паевые инвестиционные фонды по разным критериям. И кстати, замечу, что исламский инвестор в этом плане ограничен только акциями, да и то не любых компаний.

То есть для исполнения роли исламского финансового посредника правовой формы управляющей компании не достаточно.

Однако и здесь люди, наиболее заинтересованные в развитии ИФ в нашей стране нашли решение.

Почти все упомянутые сделки исламского финансирования можно делать через такие полузабытые и редко используемые правовые формы, прописанные в ГК, как товарищество на вере, а также потребительское общество. Собственно говоря, именно в таких формах существуют сегодня наиболее известные исламские финансовые компании в России.

По сути, через данные правовые формы можно проводить сделки, которые отвечают требованиям исламских финансов, за исключением чисто банковских операций.

Какие сложности при реализации исламских финансов через имеющиеся в ГК правовые формы?

Таким образом, исламские финансы могут жить и вне правовой формы кредитной организации. Но почему же тем не менее мы говорим об актуальности изменения законодательства и создания правового поля для исламских финансов в России? Здесь под словом «мы» я имею прежде всего российское экспертное сообщество.

Дело в том, что упомянутые правовые формы имеют множество ограничений.

Например,

- ограничение по количеству участников

- ограничение по обороту средств

- неравная налоговая нагрузка по сравнению с кредитными организациями, что приводит к удорожанию услуг.

Последнее относится к частности к операции мурабаха – самой распространенной операции исламского финансирования (подробности см. в шариатском стандарте № 8 «Мурабаха для конечного покупателя»). Дополнительная налоговая нагрузка приводит к тому, что для вас как потребителя исламской финансовой услуги данная операция будет более дорогая по сравнению с банковским кредитом только потому, что кредитования под проценты облагается меньшим налогом, чем сделка мурабаха, где купля-продажа происходит дважды.

Уместно также упомянуть слабое доверие инвесторов к такого рода организационно-правовым формам.

При таких условиях, при отсутствии специальной правовой формы либо снятия упомянутых ограничений, исламские финансы так и будут ограничены в объемах, географии и не получат массового признания.

То есть для нормальной работы исламских банков необходимо формирование комфортной правовой среды, за счет внесения поправок в законодательство. Это, безусловно, приведет и к большей степени доверия к такого рода финансовым организациям. Ведь люди гораздо выше доверяют лицензируемым организациям, нежели чем обычных ООО и товариществ на вере…. Хотя, последние события говорят о том, что если вы как юридическое лицо имеете счет в банке (имеющем лицензию), то нет никаких гарантий, что у банка не будет отозвана лицензия, а вы останетесь без своей кровных заработанных денег… Однако, это, конечно, не должно быть нормой для финансового рынка. Тем не менее, люди больше доверяют банкам, чем нефинансовым организациям. А кому больше доверяете вы? Пишите в комментариях.

Несмотря на все сказанное, исламские финансовые сделки в нашей стране заключаются, их количество растет, география расширяется. Но конечно же это пока очень и очень ограниченные объемы. Особенно с учетом возможностей рынка нашей страны.

Что происходит в России сейчас с темой исламского банкинга?

Да, действительно, тема ИБ достаточно долго обсуждается у нас в стране. По крайней мере, мне довелось принимать то или иное участие в таких обсуждения на разных уровнях на протяжении периода, начиная с 2007 года. А для тех. кто наблюдает за развитиями событий издалека кажется, что в этой теме ничего не происходит.

Однако начиная с с 2014 года российский регулятор обратил внимание на рынок исламских финансов. Это привело в частности к тому, что сформировались площадки на высоком государственном уровне для изучения и разработки наиболее эффективных методов регулирования сферы исламских финансов. Правда, в государственных инстанциях эта тематика получила название партнерских финансовых. По сути, название, очень точно отражает суть исламских финансовых сделок. Любые отношения исламского банка с клиентов – это сделки, основанные на доверии, то есть сделки между партнерами.

Среди таких ключевых площадок можно выделить две:

- рабочая группа Банка России по партнерскому банкингу

- Экспертный совет по законодательству в сфере партнерской экономики.

А в Госдуме прошлого созыва было подготовлено и представлено на рассмотрение депутатов целых восемь законопроектов, направленных на создание условий для развития партнерских финансов.

Данные площадки объединяют представителей органов государственной власти, банковское сообщество и экспертов по исламскому финансированию.

Вспомним пример Великобритании. Там когда-то тоже начиналось с подобных рабочих групп, и впоследствии начиная с 2003 года были приняты ряд поправок в закон о финансах ( кстати там исламские финансы именуются альтернативными).

Все это дает некоторые основания полагать, что через какое-то время будут разработаны механизмы для эффективной работы исламских финансов в России.

А для тех, кто думает, что достаточно волевого решения и принятия «Закона об исламских банках», и что закон этот принять можно быстро и эффективно, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- каким должен быть правовой статус исламской финансовой компании?

- правом заниматься исламскими финансами должны обладать только специализированные учреждения или любые банки / финансовые организации?

- будут ли требования к исламским банкам отличаться от требований к обычным банкам, по самых разных критерия?

- почему в Казахстане после принятия закона об ИБ в 2009 году за 8 лет ни открылся ни 1 исламский банк, кроме банка «Аль-Хиляль», о котором была прямая договоренность между руководством страны и Абу Даби? И кстати говоря банк только в 2017 году анонсировал выход на розничный рынок.

Для тех, кто немного поглубже в теме, приведу еще несколько более конкретных вопросов:

- достаточно ли рассматривать операции мурабаха в целях налогообложения как коммерческий кредит?

- как будет трактоваться ст. 395 ГК о процентах в случае просрочки оплаты долга?

- можно ли проводить операции мудараба через ДУ / ОФБУ? Какие будут ограничения в этой связи?

- И наконец, каким должно быть регулирование «исламских окон»? О том, что такое исламские окна, мы говорили в прошлом видео.

Если у Вас есть ответы на эти вопросы – пишите в комментариях, обсудим!

Помимо всего перечисленного, я бы хотела задать еще один вопрос. А сколько клиентов сегодня реально готовы работать с исламскими финансовыми организациями? Вы лично готовы рисковать своими инвестициями, принося их в исламские финансовые компании? А сколько из Вас уже заключили подобные сделки? Думаю, что очень небольшая часть…

Таким образом, отвечая на вопрос о том, на какой стадии развития исламских финансов мы находимся, отмечу следующее.

Да, у нас пока нет законов об исламских финансов, отсутствует специальное регулирование. Но вопрос обсуждается, на довольно высоком уровне. Это уже большой шаг вперед, в сравнение с ситуацией 7-8 летней давности, когда Исламский банк развития направлял письма в Центральный банк России, и они оставались без ответа. В прошлом же году между Банком России и ИБР подписан Меморандум о взаимопонимании. А в мае этого года в рамках заседания рабочей группы выступил генеральный секретарь AAOIFI с презентацией деятельности организации и издаваемых ею международных стандартов по исламским финансам.

Также хочу отметить, что в России, в сравнении с другими странами СНГ, достаточно хороший уровень экспертной подготовки по данной теме. То есть уже есть специалисты, которые профессионально занимаются данной проблематикой, в сфере шариатской экспертизы, технологии сделок, программного обеспечения, учета и пр. Есть в конце концов РАЭМФ, члены которой активно работают на площадках в государственных структурах.

К сожалению, также хочу отметить, что ряд участников так называемого халяльного или исламского бизнеса далеко не всегда придут в исламскую финансовую компанию , а зачастую предпочтут работать с обычным банком, с кредитами под проценты. Причины этому могут быть самые разные, но тем не менее, факт остается фактом.

В завершении – информация о том, услугами каких исламских финансовых компаний вы можете воспользоваться уже сегодня. Основные компании на этом рынке – это Финансовый дом «Амаль», который работает с 2010 года в Татарстане. Его же услуги доступны в ограниченном объеме в Москве и Московской области. ФД «Амаль» оказывает услуги как для бизнеса, так и для населения, и спектр услуг достаточно широк. То есть Вы можете подать заявку как на приобретения жилья, так и на торговое финансирование Вашего бизнеса, на лизинговое финансирование, и, возможно, будут счастливчики, которые получат и проектное финансирование, хотя данные операции пока в компании ограничены. Ну, и конечно же, Вы можете там открыть инвестиционный вклад. Средняя доходность по нему – 11-15 % в год, окончательная доходность исчисляется по итогам финансового периода, в зависимости от доходности бизнеса компании.

Компания ТнВ «ЛяРиба-Финанс» работает с 2011 года в Дагестане, и оказывает свои услуги на территории республики. В основном это потребительская рассрочка. Кстати говоря, компания активно конкурирует с крупными банками и занимает хорошую долю рынка в сфере потребительской рассрочки .

Существует также ряд других исламских инвестиционных компаний, которые работают преимущественно с бизнесом, опять же, на территории Татарстана и Дагестана. Так сложилось, что именно эти регионы являются самыми активными в этой тематике.

Таким образом, в среднем, жителю России доступны почти все операции исламского финансирования. Но к сожалению они доступны далеко не во всех регионах нашей страны. А для того, чтобы таких услуг было больше, подавайте заявки, пользуйтесь услугами таких компаний, там, где это возможно, и воздавайте новые компании. Кстати, хочу сказать что для открытия серьезной исламской финансовой компании нужен стартовый капитал в минимум 500 млн рублей. И помните, что без вложения в маркетинг, никакой проект не будет успешным. А если же речь идет о деятельности на уровне небольшого села / населенного пункта, некой кассы взаимопомощи, то можно начинать и с гораздо меньших инвестиций. И не забывайте об обязательности шариатского контроля.

О том, какие риски нужно учитывать при работе с исламскими финансовыми компаниями, смотрите здесь.

Пожалуй, для начала разговора о том, что происходит с исламскими финансовыми компаниями в России, достаточно. Пишите Ваши вопросы в комментариях.
Пост в сети Инстаграм от 23.08.17г.
Продукция завода «Меркурий», где рядом с логотипом «халяль» в составе на первом месте красуется свинина. Почти сразу же нам написали в сети Инстаграм в группе КЧР о публикации с подобной информацией где говорились нелицеприятные слова об учредителе компании. (публикация ныне удалена).



Тут надо отдать должное - многие пользователи социальной сети прямо и открыто встали на защиту производителя, говоря о том, что заказное фото, и что информация непроверенная. Это радует, поскольку довольно часто многие, именующие себя мусульманами, неспособны критически воспринимать информацию, особенно когда речь идет о подобных вопросах.

После долгих попыток нам удалось дозвониться до компании-производителя. Начальник отдела маркетинга Ангелина отнеслась к ситуации вполне профессионально и серьезно. Первым делом она сообщила, что продукт на фото и маркировка не соответствуют друг другу. То есть на фото - колбаса, а на составе написано «сосиски». Но, как честный производитель, допустила вариант, что ошибка могла быть допущена менеджером, который наклеил неверную маркировку.

Как выяснилось, компания производит небольшое количество СКЮ халяль-продукции, и делает это исключительно в определенные дни согласно стандартам и под контролем ДУМ КЧР.

После внутреннего расследования компания выпустила релиз, в котором говорится (прилагается):

«… Публикация в различных интернет-источниках основана на непроверенных и недостоверных сведениях. В его основу легла информация, полученная от анонимны их источников… Было проведено служебное расследование. Все приведенные факты не нашли подтверждения… В своей работе ОО «Меркурий-3» неукоснительно придерживается положений российского законодательства, а также, в соответствии производства линии Халяль «Положения о порядке организации производства, торговли, осуществления контроля над производством и торговлей продуктами разрешенных к употреблению в пищу мусульманами «Халяль» и требованиям «халяль» ДУМ КЧР…».

Привлекает внимание и тот факт, что на фото явно видно полоса на маркировке, будто одну ее часть наклеили на другую, ну или просто смонтировали. (фото двух видов продуктов и фото «смешанного продукта» прилагается).
Для внимательных - на последнем фото видна полоска, будто разделяющая полоса. Видимо,не получилось ее зарихтовать у умельцев. Таким образом, для особо изобретательных не составит труда создать картинку, где на проекте будет не только свинина, но и скажем, пингвин. Кстати, такое фото тоже появилось в сети.
Чекайте последние новости, и давайте обсуждать!
Мадина Калимуллина
Показать еще