На сегодня единственная страна, полностью внедрившая ИЭ, - это Иран. Также монистическую модель ИЭ успешно применяют Пакистан, Судан. А вот в Малайзии, Бахрейне и других мусульманских странах больше практикуется дуалистическая экономическая модель. По мнению некоторых кыргызских экономистов, подобная модель, то есть сочетающая монистическую и традиционную модели, может быть применима и в Кыргызстане.
Справка.
Монистическую модель характеризуют :
- Поэтапный или единовременный отказ всех банков в государстве от использования ссудного процента в своих операциях.
- На сферу внешнеэкономических отношений запрет ссудного процента не распространяется. При этом государство должно прилагать все усилия для скорейшего погашения государственного долга и процентов по нему.
- Реформы по исламизации финансового сектора в основном затрагивают макроэкономичесий уровень. Микрофинансовые институты практически не были охвачены исламизацией и продолжают использовать ссудный процент в своей деятельности.
- Запрет ссудного процента может быть установлен на законодательном уровне либо в виде специального закона, либо в виде подзаконного акта.
Традиционную модель характеризуют :
- Отсутствие специального законодательства, регулирующего статус исламских финансовых институтов .
- Исламские банки рассматриваются в законодательстве либо как обычные банки, либо как небанковские кредитные организации.
- В силу требований действующего законодательства исламские финансовые институты ограничены в возможностях применения некоторых исламских методов финансирования.
«До сих пор мы говорили о либерализации экономики в нашей стране, также было обсуждение социально-ориентированной рыночной экономики, так как основными донорами в КР на сегодня являются те, которые работают по традиционному способу финансирования,- говорит Председатель Экономического клуба Мурат Шаымкулов,- Исламский мир богат и готов предоставить свои деньги сегодня остро нуждающемуся в инвестициях Кыргызстану, но, как правило, капитал в основном приходит благодаря личным взаимоотношениям, как на официальном, так и на неофициальном уровнях. Пока Кыргызстан может продемонстрировать свои взаимоотношения с исламским миром в основном по вопросу хаджа».
Экономист и аспирант Малазийского центра по привлечению инвестиций Данияр Мамыров говорит: «В 2011г благодаря грамотно проведенной организации Хаджа впервые в бюджет Кыргызстана в виде налогов было начислено 1 миллион 400 тысяч$. Сумма в размере 13 млн$ собрана с учетом стоимости хадж- паломничества в размере 2600 $ для каждого паломника. На ближайший 5 - летний период готовы совершить хадж и забронировать свои места заранее такое число паломников из Кыргызстана, что сумма собранных средств может достичь 65 млн$».
КР- член исламского банка развития и всех его структур. КР в 2006г запускал пилот в рамках Меморандума о взаимопонимании между КР и Исламским банком развития и ОАО «Эко Банк» (сегодня преобразованный в «Экоисламикбанк») относительно внедрения исламских принципов финансирования в нашей стране. Меморандум действует и поныне, в нем несколько направлений: зарождение пилотного исследовательского института (один из элементов его работы- это создание нормативно-правовой базы по «такафул» и выпуск «сукок»-облигаций).
«Когда был Фонд развития, то я занимался исламским направлением Фонда Развития,- рассказывает Учкун Ташбаев, независимый эксперт,- Уже была достигнута договоренность о проведении первой операции- создании « Агропродкооперации», Максим Бакиев даже обещал выделить 20 млн$ из 300 млн$ российского кредита. Была идея привлечь арабские деньги на создание Исламского окна в ФР. Но не успели».
«По вопросам профессионального бухучета, налогообложения, внедрения исламских принципов банковского дела и финансирования в нашей стране не ведется серьезной работы,- считает Ташбаев, - ВКР впервые зарегистрирована исламская микрофинансовая организация, а от 26 октября 2011г утверждено положение о регулировании рынка МФО.Но существующее в КР законодательство в отношении лоббирования ИПФ идет только по очень узкому сектору, по 4-5 положениям, хотя в исламской экономике порядка 25-ти основных операций. Подготовлены какие-то проекты, но в целом законодательства нет».
По мнению отечественных специалистов, если мы хотим привлечь исламские финансовые институты для активного участия в наших экономических процессах, нам надо сделать так, чтобы инвесторам было доступно, понятно и комфортно приходить к нам с деньгами. У нас же нет полноценной правовой базы для развертывания работы с большими крупными арабскими банками/инвесторами.
Возможно, поэтому Кыргызстан в последнее время очень мало обращался в исламский регион. Скорее это были попытки выхода властей на контакты «туда» и всплески внимания «оттуда», но в итоге удалось в основном установить контакты с Саудовской Аравией, а вот такие страны, как Кувейт, например, с нами тесно не работают.
Инвестор не придет, если не «прописать» нормативно – правовое поле. Допустим, инвестор придет, но у инвестора из арабской страны обязательно возникнет вопрос: « Если я выплачу налог, а не будет ли это считаться «Закятом» (то есть накопление в соответствии с ПИФ)?
Исламские Принципы Финансирования ( ИПФ) требуют выполнения следующих условий:
- наличие правовой базы, регламентирующей правомочность и порядок и порядок их исполнения;
- наличие потребности населения в продуктах и услугах ИПФ;
- наличие самих исламских финансовых институтов, предоставляющих услуги данного вида.
«Экоисламикбанк» - на сегодня единственный банк в КР, который идет по дороге ИПФ.
Недостатка в финансах там нет. По словам специалистов, там уже 3 года не востребованы 5,5 млн$, и в банке не знают, кто их возьмет. Для того, чтобы их « взять», надо начать работать по ИПФ. Спрос есть, но на сегодня никто не может обосновать «Экоисламикбанку» , что будет применять « правильные» инструменты.
Сегодня отмечены такие предприниматели- мусульмане, которые выплатят в десять раз больше « закята» какому-либо детскому дому, нежели решат выплатить из своего оборота в доход государства, потому что у нас Муфтият и Государство не пришли к единому мнению, чтобы сделать так, чтобы эти мусульмане чувствовали себя «чистыми перед Аллахом». Надо прописать государственно-правовое поле.
«Кыргызская исламская модель» должна существовать параллельно с уже налаженной традиционной моделью и должна конкурировать с ней. Безусловно, это альтернатива существующей системе.
Она позволит той прослойке населения, которая придерживается ислама, кредитоваться. Брать кредиты в традиционных банках эти люди отказываются, так как выдача кредитов и их получение , где есть процентные ссуды- это грех с точки ислама. Выгоды для КР- это либерализация отношений.
На сегодняшний день КР стоит на переходном этапе преобразования своей экономики от командно-административной к новой модели исламского капитализма.
Исламская экономическая модель- это не только финансы и финансовые услуги, это еще и земельное и налоговое право, халал-производство и торговые отношения. На сегодняшний день на рынке страны существует множество продукций и услуг под названием « Халал» и « Мусульманская». Это доказывает, что в современном мире халал перестал быть только религиозным понятием, а крепко пустил корни в сферу рыночных отношений, где общий мировой товарооборот составляет 2,1 триллионов $.
«Только комплексный подход во внедрении ИЭМ позволит Кыргызстану устоять и далее развиваться во время глобального финансового кризиса. Этот подход помимо принятых стандартных норм должен учитывать идеологию, национальную специфику общества и его духовные амбиции»,- говорит Учкун Ташбаев.
Мы ушли от советского тоталитаризма. Если КР покажет политическую готовность внедрять институциональную законодательную платформу, не будет ли это дорогой в исламский тоталитаризм? Когда мы стремимся в исламскую экономику или пытаемся создать условия для нее– какие преференции для нас от исламских фондов?
Словом, вопросов у бизнес-сообщества и у гражданского общества еще много.
Источник:
Time.kg