imamleaving

В США мечети расширили свою территорию, усовершенствовали связь со своими прихожанами через вебсайты и страницы в социальных сетях, начали транслировать пятничные проповеди онлайн и привели в порядок молитвенные залы для женщин. Но многие имамы в последнее время покинули свои посты, и их прихожане задаются вопросом, почему они это сделали. Из-за своего эго, спора по поводу зарплаты, или же у них просто не хватило терпения?

Нет, эта волна уходов является показателем более серьезной проблемы: приходящие на новое место имамы относятся к своему назначению как к профессии и совершенствуют свои навыки, в то время как Совет мечети не уделяет должного внимания менеджменту некоммерческих организаций. Те, кто управляет мечетями и контролирует работу имамов, по сути дела являются волонтерами, у которых нет практически никакого представления о том, как должны функционировать некоммерческие учреждения. В результате организационная структура мечети не отвечает потребностям имама и других работников, а также не дает возможности разрабатывать и выполнять долгосрочные проекты с учетом меняющихся нужд мусульманского сообщества.

Для того, чтобы проанализировать причины ухода имамов, необходимо понимать механизм взаимодействия между Советом мечети, имамом и мусульманской общиной.

СОВЕТ

Обычно Совет мечети избирается на определенное число лет, и его члены назначаются на определенные должности (председатель, президент, финансовый директор, секретарь и т.п.). Кроме того, в число сотрудников мечети входит имам, иногда несколько имамов или директоров по делам религии, административный персонал и т.п. В конечном счете, все эти сотрудники подчиняются Совету.

Советы в основном занимаются повседневными делами мечети. Исполнение этих обязанностей — благородное и похвальное дело. Однако остается вопрос: если сообщество включает в себя сотни или даже тысячи прихожан, как можно гарантировать, что управлять мечетью будут самые компетентные люди? Обладают ли те пять, десять или пятнадцать человек, избранные представлять мечеть, необходимыми качествами, чтобы понять все нужды и тонкости отношений с прихожанами? Имеют ли они навыки управления или работы с кадрами, чтобы наиболее эффективным образом взаимодействовать с имамом и другими работниками?

Мечеть по определению является некоммерческой организацией, и те доктора, инженеры и бизнесмены, которые попадают в Совет, редко знакомы с управлением некоммерческими структурами. Эти добровольцы, без сомнения, заслуживают похвалы за свою самоотверженность и преданность делу, но тем не менее, пора признать, что мечеть не может развиваться на базе ограниченного опыта отдельных лиц, представляющих произвольные профессии. Это совершенно другая сфера деятельности. Каждый может пройти обучение по различным аспектам менеджмента некоммерческих организаций, и совет должен включать в себя членов с такими навыками.
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Если вы не знаете, то спросите обладателей знания». (Сура «Нахль» 16:43)

ИМАМ

Имам должен обладать таким же высоким уровнем профессиональной компетенции. Имам должен владеть арабским языком, закончить сертифицированные курсы по богословию, где должен научиться тафсиру (толкованию Корана), хадисоведению и исламской юриспруденции (фикху). Кроме того, многие имамы имеют дополнительное образование, связанное с общественными науками, историей, исследованиями по Ближнему Востоку и т.д. Способность сходиться с другими людьми и понимать их потребности также играет не последнюю роль.

К имамам предъявляются очень высокие требования. Оказание помощи прихожанам, например, проведение консультаций в случаях, связанных с заключением брака, разводом, домашним насилием, употреблением наркотиков, самоубийством и т.д. — лишь малая часть обязательств имама. Имам также участвует в празднествах, проводит свадьбы и посещает акики (празднества по случаю рождения ребенка) и подобные мероприятия. Кроме того, имам представляет не только мечеть, но и мусульманское сообщество в целом на политических мероприятиях, межконфессиональных встречах и в движениях за социальную справедливость.

Имам проводит меньше времени со своей семьей ради того, чтобы служить мусульманам и получить довольство Аллаха. Эта должность не имеет ничего общего с богатством или властью.

СОВЕТ, ОБЩИНА, ИМАМ: НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ

Механизм взаимодействия между Советом, прихожанами мечети и имамом имеет множество тонкостей.

Отношения Совета и прихожан

Часто Совет выслушивает пожелания, нужды и симпатии/антипатии прихожан. Это помогает гарантировать, что Совет действительно представляет интересы общины. Опасность заключается в том, что Совет может больше прислушиваться к преувеличенным жалобам друзей или знакомых, которые говорят: «Где в это время был имам?» или «Почему изменилось время молитвы?» или «Мне не понравилась хутба». Если члены Совета уделяют большее внимание своим друзьям и знакомым, то вполне вероятно, что эти жалобы не дадут верного представления об общей эффективности работы имама. Это приведет к искаженному восприятию результатов его работы.
Знают ли члены мусульманского сообщества, когда и как можно обратиться к Совету с жалобой или благодарностью? Знают ли они, что делать в случае конфликта с имамом? Существует ли процесс решения конфликта с привлечением профессиональных посредников или определенной группы людей? Узнают ли мусульмане о существовании проблем до того, как имам чувствует себя вынужденным уйти? К сожалению, чаще всего ответ на эти вопросы отрицательный.

Отношения Совета и имама

Совет — чаще всего в лице Председателя или Президента — является руководителем имама. В некоторых мечетях имамам дают официальную письменную оценку. Как это проходит? Получают ли прихожане после молитвы в мечети или по электронной почте бланки с вопросами? Кто оценивает сам Совет? Никто. Сообщество в целом не располагает сведениями о действиях отдельных членов Совета. Письменная оценка — это односторонний субъективный процесс, в котором из всех сотрудников мечети критикуется только загруженный делами имам.

У Совета есть постановления, защищающие мечеть и сам Совет, но кто защитит имама? Кто поможет ему или будет представлять его интересы в случае конфликта с Советом? Встреча с членами Совета может превратиться в схватку «пять на одного», причем «одним» будет имам. С психологической точки зрения, группа людей, работающих вместе, развивает «групповое мышление», при котором с трудом воспринимается мнение, отличное от мнения группы, в данном случае — Совета. И директору по делам религии или имаму, который и так загружен проблемами прихожан и общества в целом, приходится самому защищать свои права в случае конфликта в мечети.

Как было сказано ранее, работа в мечети — не та работа, которую люди выбирают ради славы. Следовательно, имам должен пользоваться доверием, особенно спустя многие годы добросовестной работы. Если к имаму предъявляются претензии касательно количества проведенных в мечети часов, это признак внутренней проблемы, а именно недостатка доверия и/или понимания специфики его работы. Ожидать от имама, что он будет проводить всю свою 60-часовую рабочую неделю в мечети, как минимум неразумно. Как сказал один великий имам и ученый, «Для пятиминутного назидания может потребоваться пять часов подготовки». Помимо дел вне мечети, имам тратит свое время дома на подготовку речей и проповедей. Ко времени, проводимому вне стен мечети, можно отнести и время, затрачиваемое на телефонные звонки, решение личных проблем прихожан у них дома или в больницах.

Отношения имама и прихожан

Имам взаимодействует с прихожанами либо путем личных консультаций, либо во время общих собраний в мечети. Хотя у имама есть тесные связи с прихожанами, большинство из них никогда не обращается в Совет, чтобы выразить свое мнение по поводу имама. Вместо этого, большая часть отзывов поступает от отдельных лиц, которые жалуются на незначительные нарушения в работе мечети. В результате Совет не располагает истинной информацией об отношении прихожан к имаму.

Заключение

Наблюдается расхождение между той связью, которая существует между имамом и его прихожанами и тем, как Совет воспринимает его работу. В результате этого несоответствия Совет часто использует свою власть для мелочного контролирования действий имама, не осознавая того, какие последствия может иметь подобное неразумное давление. Несмотря на любовь к своим прихожанам, имаму приходится выбирать: оставаться ли на своей должности или сохранить душевное здоровье. Совет может быть возмущен решением имама уйти, но мало кто понимает, что имам — тоже человек, и что у его терпения тоже есть предел.

Можно смириться со временными трудностями, разногласиями и спорами в мечети. Однако когда директор по делам религии или имам понимает, что систему не изменить, то есть когда каждый 1-2 года у него появляется новый руководитель без навыков менеджмента некоммерческих организаций, который навязывает свою манеру управления и свое мнение по поводу того, что имаму следует делать, тогда уже трудно надеяться на то, что «однажды что-то изменится».

Пусть Аллах укажет нам верный путь и сделает мечеть местом, где рады всем, включая имамов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here