халяль

В связи с недавней новостью о том, что в Малайзии планируется запуск предприятия по производству халяльных вакцин, в мусульманском сообществе начались дебаты о том, не является ли «халяльность» вакцин своеобразным коммерческим трюком. В этой связи редакция MuslimEco предлагает ознакомиться с материалом, разъясняющим суть данного вопроса.

Итак, поводом для интереса Малайзии к халяль-сертификации вакцин стала волна отказов от прививок со стороны родителей-мусульман, наблюдающаяся в последние годы.

По данным The Malaysian Insider, количество малазийских семей, отказавшихся от прививок своим детям в 2013 году составляло 470, а в 2014 году эта цифра увеличилась до 1292. В 2015 году по состоянию на май от вакцинации новорожденных отказалось уже 1054 семей.

Многие из отказывающихся ссылаются на то, что сомневаются в дозволенности существующих вакцин и подозревают наличие в них ДНК свиньи.

В 2014 году одна из саудовских компаний изъявила желание инвестировать 100 млн долларов в совместную с Малайзией разработку халяльных вакцин от менингита, гепатита и менингококковой инфекции, так как существующие вакцины от данных трех заболеваний содержат в себе некоторые производные свинины, запретной в исламе.

В ряде вакцин содержится белки, извлеченные из запретных или забитых не по канонам ислама животных, а также желатин, изготовленный из нехаляльного сырья. Некоторые из вакцин западного производства были изначально разработаны с применением тканей абортированных плодов, что тоже вызвало отторжение у малазийских мусульман.

Соответственно, в Малайзии возникла необходимость разработки и запуска в производство халяль-сертифицированных вакцин, и, по всей видимости, эти разработки проходят успешно — в 2018 году начнется их промышленный выпуск

Вместе с тем, стоит отметить, что в исламском фикхе есть такое понятие, как истихаля — превращение запретного нечистого вещества в чистое. Истихаля, в том числе, включает в себя возможность преобразования изначально запретного вещества в дозволенное посредством сложных химических реакций и переработки.

Мнения о дозволенности подобного придерживались многие ученые, в т.ч., имам аш-Шаукани, а из современных — шейх ибн Джибрин и улемы Аль-Азхара. По их мнению, дозволенная по своей сути вещь, такая как лекарство, конфеты или другие продукты, в составе которых есть желатин, пусть даже из свиньи, является разрешенной для употребления.

Однако если изначальное вещество подверглось недостаточно серьезным химическим преобразованиям и осталось в состоянии нечистоты, то оно не может считаться дозволенным.

Центр сертификации халяль при Совете муфтиев России придерживается противоположного мнения и считает халяльным только желатин, произведенный из дозволенного сырья.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here