andalus

В IX-X веках Кордова, столица мусульманской Испании, представляла собой мозаику рас, религий и языков. Город приобрел такую известность в ученом мире того времени, что его стали называть «украшением мира». Тогда в нем проживало 500 000 человек — больше, чем в любом другом европейском центре. В Кордове было 70 библиотек, а библиотека Хакема II насчитывала 400 000 томов, среди которых находились редчайшие манускрипты.

Желание получить образование было у арабов настолько сильным, что халифы использовали все средства для привлечения самых знаменитых ученых и художников ко двору. Известен случай, связанный с багдадским халифом, который был готов объявить войну византийскому императору, если тот не разрешит их известному математику преподавать в Багдаде.
Экономическое процветание в Кордове способствовало осуществлению многих научных проектов.

Общественные доходы в основном формировались за счет податей и налогов, а также за счет рудников. Налоги представляли собой десятую часть от выращиваемой натуральной продукции для мусульман и подушную подать серебром для иудеев и христиан. К этим налогам добавлялись таможенные пошлины и городские ввозные пошлины на продукты питания и некоторые товары. Сумма доходов империи в эпоху наивысшего могущества халифата Испании оценивается в 300 миллионов франков.

В начале 800 г. элита, стоящая во главе исламской империи, вложила деньги в поистине амбициозный проект, глобальный по размаху и влиянию на науку. Он заключался в том, что ученые должны разыскивать научные труды, хранящиеся в библиотеках мира, привозить в страну и переводить на арабский язык.

Одной из престижнейших работ считалась переводческая деятельность. Переводчики получали около 500 золотых динаров в год (примерно примерно 88209 тыс.$). В их задачу входило переводить научные труды, привезенные из разных уголков Земли. Полученные знания арабы совершенствовали и применяли на практике.

Ученые предпринимали беспрецедентные меры, чтобы добыть древние тексты, ведь их усилия щедро вознаграждались халифом. Если халифу привозили книгу, которой у него не было, то он вознаграждал золотом, равным весу этой книги.

Разные категории ученых находились в разном положении в зависимости от региона, в котором проживали и халифа, при котором были. Богословы часто получали жалованье за правовую деятельность (как судьи) и за обучение. Ученые в области военных наук могли состоять в армиях и получать жалованье, как военные. Труд некоторых ученых не всегда оплачивался, и они совмещали работу и науку. Так, например, Ибн Хальдун, писавший прекрасные работы по истории и философии, долгое время совмещал свои научные изыскания с государственной службой.

Стремлению к накоплению знаний способствовал как религиозный стимул — ибо Ислам уделяет особое внимание получению знаний, так и материальный. Хоть и не все получали одинаковое поощрение за свои труды, ученые Кордовы всегда щедро вознаграждались халифом, который понимал, что его империя будет процветать, пока жив в ней научный гений!

Карима Федорова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here