Work

Известно, что соблюдающим мусульманкам в Москве трудно найти работу – этому мешают и предубеждения работодателей против нерусских «понаехавших», и предубеждения против хиджаба и против намаза – когда хозяева считают, что совершение намаза отвлекает от работы.

Но только ли одни предубеждения немусульман виноваты в таком положении мусульманок, что им трудно найти работу?

К сожалению, нередки случаи когда хозяева-«этнические мусульмане» не желают брать на работу своих же единоверцев (а часто – и соплеменников, и земляков) по тем же причинам: «у нас светское государство, зачем демонстрировать свою религиозную принадлежность», «нашим клиентам (или другим сотрудникам) не нравится хиджаб» и тому подобное.

И совсем уж печальная ситуация: когда вроде бы соблюдающие мусульмане открывают какой-то халяльный бизнес (халяльные кафе, магазины с исламской одеждой и атрибутикой, медицинские центры) и заявляют, что берут на работу женщин в хиджабе и дают возможность работникам читать намаз, но при этом создают этим людям тяжелые условия труда — 10-12-ти часовой рабочий день, один выходной в неделю, и платят очень мало (и вообще задерживают зарплату), а при малейшем неудовольствии могут уволить работника без объяснений (поскольку трудового договора при найме на работу также не заключают). В общем, о такой «потогонной» системе мы раньше только читали на уроках истории – так поступали когда-нибудь в 19 – начале 20 века капиталисты в Европе и Америке со своими рабочими.

Вдвойне стыдно, когда так ведут себя мусульмане, которые просто пользуются бесправным положением женщин (многие из которых приезжают из провинции на заработки, чтобы прокормить семью) – мусульмане, которые должны показывать пример неверующим в отношении к людям, а не наоборот, нарушать даже светские законы (ведь вышеприведенные условия – это все нарушения трудового законодательства РФ).

Чтобы не быть голословными и узнать поподробнее о трудоустройстве мусульман, о сложностях, с ним связанных, мы обратились к сотруднику мусульманского кадрового агентства «Амаль» в Москве (имя сотрудника нас просили не называть).

*****

Кто обращается к вам – мусульмане, немусульмане, россияне, приезжие?

К нам обращаются разные люди, не только мусульмане, но и русские немусульмане, граждане СНГ, (узбеки, таджики, киргизы, украинцы, белорусы), среди которых есть мусульмане и представители других вероисповеданий.

А работодатели, которые ищут для себя сотрудников, кто эти люди?

70-80% — это мусульманские организации или руководители предприятий, которые являются мусульманами. И это неспроста, ведь наша основная цель — увеличить доверие между сотрудниками и укреплять этические взаимодействия в бизнесе.

Кроме того, мы стараемся помочь в трудоустройстве религиозно-практикующим мусульманам и иным соискателям, руководствующимся в своей работе нравственными принципами.

Кадровый центр «Амаль» работает на рынке подбора персонала с 2009 года. В нашей базе более 2500 резюме кандидатов.

Наш кадровый центр проводит обучение, консультирование в области трудового права, где мы подробно рассказываем о правах и обязанностях работника и работодателя, вопросах охраны труда, трудового распорядка, трудовой дисциплине и что такое трудовой договор. А также мы затрагиваем такие вопросы как: защита трудовых прав и свобод, рассмотрение и разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

А на какие профессии больше всего есть спрос? Какие работники требуются?

Больше всего, конечно, рабочие специальности. В частности, нужны работники физического труда. Зачастую это работники в сфере строительства, также общепит (повара). Сфера услуг – уборка и домработницы. Очень часто обращаются работодатели в поисках няни. Хотелось бы отметить, что даже если женщина — гражданка СНГ, но у нее есть опыт работы с детьми, образование, ее охотно возьмут на работу. Эти женщины обычно хорошо готовят, чистоплотны, доброжелательны. И в случае, если человек может позволить себе взять на работу няню, домработницу, то его выбор зачастую падает на женщин из Средней Азии.

Некоторые обращаются именно в мусульманское кадровое агентство, потому что считают, что религиозный человек более порядочный. К сожалению, некоторые работодатели наоборот, не хотят брать на работу женщину в хиджабе. Такой сложившийся ложный стереотип, что женщина в хиджабе – это что-то плохое. Но у нас уже есть очень хорошие отзывы от наших клиентов, которые благодарят за подобранный персонал.

Какие-то конкретные случаи, примеры не назовете?

Недавно обращалась международная компания (российско-арабская), которая работает в Дубаи, торгует элитной мебелью, им нужны были секретарь, менеджер.

Обращалось руководство продуктового халяль-магазина, который открылся недавно, мы им набрали команду – нужны были и продавцы, и администраторы, и повара. Пиццерия халяльная тоже недавно просила подобрать им сотрудников – продавцов, поваров.

Строительная компания обращалась, им нужен был инженер, менеджер. Нефтяные компании иногда обращаются, которые занимаются продажей разных нефтепродуктов, им нужны были химики, технологи.

Медицинский центр искал врачей разных специальностей.

Халяльный ресторан обращался с просьбой найти им повара. Находят через нас и охранников в супермаркеты, водителей и других специалистов.

А они согласны, что работники будут в хиджабе?

Понимаете ли, не все наши клиенты носят хиджаб. 50% резюме девушек, присылающие нам резюме, непокрытые. Но я стараюсь в приоритет ставить соблюдающих людей, им помочь, так как им сложнее найти работу.

Я иногда даже буквально «навязываю» работника, если она в хиджабе, особенно если девушка с образованием, со знанием языка. Уговариваю взять попробовать, на испытательный срок без оплаты. И часто работодатели бывают довольны этими сотрудниками.

Недавно совсем у нас взяли бухгалтера в медицинский центр. Эта женщина совсем недавно надела хиджаб. Она очень хороший работник с 10-ти летним стажем. И сколько удовольствия получил руководитель, когда ее взял. У руководителя центра есть друзья-мусульмане, поэтому он довольно лояльно отнесся к мусульманке.

Надо отметить, что хотя она носит хиджаб, но он очень красивый, красиво повязан. И пусть меня простят девушки, которые любят ходить в черном – но я за них очень переживаю, мне кажется, что им очень тяжело — насколько это выглядит отталкивающе для окружающих. Конечно, им найти работу гораздо труднее.

Хиджаб хиджабу рознь, получается?

Да. Женщина в черном моментально отделяет себя от окружающих. Надо понимать все-таки окружающую обстановку. Мне не хочется, чтобы к нашим девушкам плохо относились только за то, что они одевают хиджаб.

Надо сказать, что очень удобно соблюдающих девушек отправлять на кондитерские фабрики (и вообще туда, где предполагается форма)– они одевают форму, шапочку, все закрыто, очень удобно бывает. Вообще в медицине или кулинарии сама форма предполагает закрытую одежду, поэтому там легче.

Кстати, еще девушки и ребята с большим удовольствием идут работать в интернет-магазины, обычно это продажа каких-то вещей. Для девушек в хиджабе это хороший выход.

Сталкиваются ли ваши клиенты с дискриминацией? Мы сами знаем массу примеров, когда хозяева (кстати, сами мусульмане) пользуясь бесправным положением женщин в хиджабе, плохо к ним относятся – заставляют работать без выходных на тяжелой работе, платят мало, могут уволить без объяснений.

К сожалению, такое бывает. Недавно к нам приходила женщина (мусульманка), которой нужны были продавщицы в магазин. Когда я спросила об ее условиях, оказалось, что работать нужно будет по 12 часов в день, с одним выходным в неделю, за очень маленькую зарплату. Я отказалась подбирать ей работников – сказала ей, что если кто-то сам захочет пойти работать к ней, это их дело, но я не могу никому такое место предлагать. Другая начальница так и говорила, что тем, кто в хиджабе, она будет платить на 30% меньше. И вообще, за время работы я создала некий «черный список работодателей».

Молодые ребята жалуются, что часто хозяева, не поинтересовавшись их способностями или знаниями, открывают их паспорт, и если видят, что там написано «республика Дагестан» (или Чеченская республика), отказываются продолжать разговор. Если женщин не берут в платке, то мужчин не хотят брать из Кавказского региона. Я вижу иногда очень интересных людей, специалистов своего дела, которых не хотят брать именно из-за происхождения или национальности.

К сожалению, часто работодатели пользуются тяжелым положением приезжих людей, что они готовы работать на любой работе за маленькую зарплату. Мне очень тяжело слышать, когда приходит человек и говорит: «Согласен на любую работу» — в каком положении должен быть человек, чтобы так сказать. Я стараюсь сама смотреть – куда я отправляю людей, посмотреть на рабочее место, в каких условиях люди будут работать. Особенно если это строительные компании или производство.

Что бы вы пожелали мусульманам?

Хотелось бы пожелать, чтобы мусульмане могли найти достойную работу у себя на родине, и им бы не приходилось уезжать из дома на заработки.

Хочется, чтобы руководители республик (стран СНГ) создавали рабочие места для своих граждан.

Чтобы мусульмане чувствовали себя в России более защищенными. Чтобы мусульмане сами поддерживали друг друга, создавали рабочие места и относились к работникам по-человечески, как этому учит наша религия.

Что вам больше всего нравится в вашей работе?

Нравится, что можно помочь человеку, что виден результат. Бывает, что приходит человек, который рассказывает, что он столько времени искал работу и не мог найти, а мы ему помогаем.

Мне хочется, чтобы работодатели смотрели в первую очередь на профессиональные качества кандидата на работу, а не на национальность, вероисповедание, происхождение.

Какие у вас планы, о чем мечтаете?

Сейчас мы работаем над созданием при Кадровом центре «Амаль» центра переводов.

Эта идея пришла нашему руководителю не просто так. За годы работы мы часто сталкивались с тем потоком резюме талантливых людей, которые ищут работу в сфере переводческих услуг.

В основе лежит доверие и работа для талантливых мусульман, который владеют разными языками, предоставят качественный перевод, индивидуальный подход к каждому соискателю.

Также я мечтаю, чтобы центр развился, чтобы были филиалы, наладилось партнерство с другими агентствами по России, к примеру, мы знаем, что есть такое же мусульманское кадровое агентство в Казани. Хочу, чтобы были связи с теми, кто работает по всей России. А уже потом хотелось бы выйти и на международный уровень.

Спасибо вам за интересную беседу.

*****

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Работник (мужчина или женщина), по крайней мере, имеет право нормально питаться и одеваться и не быть обремененным трудом свыше того, что он (или она) может вынести» (Приводится у имама Малика).

Также Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Отдавайте (работнику) заработанную им плату, пока не высох пот у работника».

Сообщается, что третий халиф Усман (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Не обременяйте вашу работницу, зарабатывающую себе на жизнь, непосильным трудом, потому что она может прибегнуть к аморальным способам заработка; и не обременяйте непосильным трудом вашего подчиненного мужского пола, ибо, если вы это сделаете, он может прибегнуть к воровству. Заботьтесь о своих работниках, и Аллах позаботится о вас. И вы обязаны обеспечить их хорошей и дозволенной пищей» (Приводится у имама Малика).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here