sadakaВ России, по милости Всевышнего, начался процесс возрождения института религиозного пожертвования — садака, что подразумевает под собой формирование и развитие системы сбора, аккумулирования и распределения пожертвований (система САРП). И начальный этап этого процесса обозначил ряд вопросов, без решения которых невозможно становление и эффективное развитие этой системы.

Соответственно, перед мусульманами России встает задача по выявлению этих вопросов и поиску механизмов их решения.

Прошедшая 21 апреля 2012 года в городе Саратове конференция по Закяту выявила ряд таких вопросов:

  1. В рамках какой организационно-правовой формы может быть или должна быть реализована система САРП?
  2. Каким должен быть учет в системе САРП и как его организовать?
  3. Как организовать систему сбора пожертвований от верующих?
  4. Как преодолеть недоверие плательщиков пожертвования к его сборщикам?
  5. Как заставить богатых платить пожертвование?
  6. Как отличить нуждающегося в пожертвовании от мошенника?
  7. Какими принципами руководствоваться при распределении пожертвования?
  8. Нужна ли централизация в системе САРП?
  9. Должна ли отчетность в системе САРП быть публичной?

— В рамках какой организационно-правовой формы может быть реализована система САРП?

Конференция выявила пять форм организации и управления системой САРП:

  1. Комитет (комиссия) по Закяту в ранге официального отдела (департамента) той или иной Централизованной религиозной организации мусульман.
  2. Комитет (комиссия) по Закяту в статусе неофициального благотворительного фонда при Централизованной религиозной организации мусульман.
  3. Благотворительный фонд Закят — юридическое лицо при той или иной Централизованной религиозной организации мусульман.
  4. Благотворительный фонд — юридическое лицо, не имеющее никакого отношения к той или иной ЦРОМ и работающее по системе САРП.
  5. Местная религиозная организация мусульман.

Хороши все формы организации системы САРП, если они выполняют взятые на себя обязательства. Но, будучи последовательным сторонником теории развития Ислама в России через возрождение института местных религиозных организаций мусульман (МРОМ) и непосредственным участником этого процесса, считаю, что развитие системы САРП на базе местных религиозных организаций мусульман является самым правильным вариантом решения этого вопроса. О бедной общине замолвите слово или «каждый может что-то дать».

Правильным со всех точек зрения: с религиозной, с законодательной, с общечеловеческой, с практической. Поэтому, внедрение и развитие системы САРП на базе МРОМ считаю основным вариантом, а все остальные — «альтернативными».

— Каким должен быть учет в системе САРП и как его организовать?

Учет должен быть бухгалтерским. Не надо изобретать велосипед. Методология бухгалтерского учета в религиозных организациях достаточно глубоко и полно проработана и каких-либо сложностей не представляет. Было бы желание. И честность.

Недопустимо вести двойную бухгалтерию, мотивируя это невозможностью или нежеланием вести официальный учет пожертвований. Прием и выдача денежных средств должны идти исключительно на основании первичных учетных документов: приходного и расходного кассовых ордеров.

— Как организовать систему сбора пожертвований от верующих?

Очень актуальный вопрос. В наш век информационных технологий появляется все больше различных вариантов сбора пожертвований: кто-то предлагает делать перечисления через банк, кто-то через СМС, кто-то через систему «Киви» и ей подобные, кто-то использует электронные кошельки типа «Яндекс-деньги», «Вебмани» и т.д. Все это, безусловно, хорошо. Но есть один минус: зачем платить посреднику? Комиссия платежных агентов может доходить до 30% от суммы пожертвования, как в случае СМС пожертвований. Нет, конечно, удобно: нажал на клавишу телефона и отправил 100 рублей. А то, что из них 30 рублей уйдет на оплату услуг провайдера платежа, это, как правило, остается вне фокуса внимания жертвователя. Можно, конечно, через банк отправить, по квитанции, или через клиент-банк платеж провести. Но и банк возьмет свою комиссию. За все надо платить.

Но есть один бесплатный вариант. Кто из мусульман, выплачивающих садака, хотя бы раз в месяц в мечеть не заходит? Едва ли есть такие. Поэтому откладываем пожертвование и, как будет удобно, относим его в мечеть. И сдаем садака бухгалтеру общины, в обмен на корешок Приходного кассового ордера. И никаких посредников. Какой вывод? Община – идеальное место для внедрения и реализации системы САРП.

— Как преодолеть недоверие плательщиков пожертвования к его сборщикам?

Например, Фонд Закят при ДУМЕР. Хорошо, что создали. Но, вопрос. Где гарантия, что мое пожертвование не уйдет в неправильном направлении? Да, кто-то скажет: «Я отдал им, а они пусть распоряжаются. Если украдут, Аллах их накажет». То есть, я отдал, все остальное меня не волнует. А если волнует и плательщику садака не все равно на что пойдут его деньги и кто будет ими распоряжаться?

Да, лично для меня доброе имя Ильдара хазрата Аляутдинова может быть гарантом честности и надежности фонда Закят. Но это личное, субъективное мнение. А может быть и с точностью наоборот. То есть, личность может быть гарантом, но только в ограниченном ее влиянием месте и времени. И еще, личность – это не система. Личность может заложить и развить систему, но подменить (заменить) ее она не сможет.

Следовательно, для формирования позитивного отношения плательщиков садака к ее сборщикам нужна система, самим фактом своего существования гарантирующая честность и прозрачность сбора, аккумулирования и распределения пожертвований и тем самым снимающая все вопросы доверия.

Какой вывод? Община – идеальное место для системы САРП, потому что в общине все как на ладони. Все друг друга знают, управляющие финансами общины выбраны самими членами общины. Все очевидно, все прозрачно. Потому что члены общины сами определяют направления расходования пожертвований, собранных и аккумулированных в общине. Сами планируют бюджет, сами его своими пожертвованиями наполняют, сами расходуют средства и сами же проверяют корректность их расходования.

— Как заставить богатых платить пожертвование?

Очень часто обсуждение проблематики уплаты религиозного пожертвования сводится к банальному «как заставить платить богатых»? Вот и на отчетной конференции этот вопрос звучал неоднократно.

В чем же тут дело? Почему этот вопрос стал ключевым? Могу, конечно, ошибаться, но мне кажется, что это – следствие использования института «нисаба», как формального критерия определения бедности или богатства человека. Нисаб, вольно или невольно, но разделил мусульман на бедных и богатых, со всеми вытекающими из этого последствиями. Бедные ждут милости от богатых, которым до бедных дела нет. А между тем каждый может и должен что-то дать, сообразно уровня своего благосостояния, разумеется.

Второе, в вопросе «почему богатые не платят» в явном виде присутствует потребительский момент: «Они должны!». Да, должны. А ты, требующий от своего состоятельного единоверца уплаты садака, ты сам все заплатил?

— Как отличить нуждающегося в пожертвовании от мошенника?

Наверное, любой человек, занимающийся благотворительной деятельностью, рано или поздно задается этим вопросом. Проситель действительно нуждается в помощи или он намеренно вводит в заблуждение? В общине же отличить «нуждающегося» от «мошенника» очень просто, так как все друг друга знают и вопрос «а не жулик проситель» даже не обсуждается: случайных людей в общине нет, с улицы за деньгами на билет до Самарканда никто не зайдет, деньги на лечение ребенка под честное слово никто не попросит.

Нуждаешься и хочешь быть получателем пожертвования, которое собрали твои единоверцы? Пожалуйста, вступай в состав общины, становись ее членом, разделяй с остальными тяготы и радости ее развития, а если к тебе придет нужда, то община тебе поможет, потому что ты не абстрактный единоверец с улицы, а член общины.

— Какими принципами руководствоваться при распределении пожертвования?

Все собранные пожертвования и членские взносы поступают в общину, где аккумулируются и расходуются в соответствии с бюджетом общины на текущий год. То есть, никакой самодеятельности. Все расходы идут в соответствии с утвержденным Общим собранием планом (бюджетом) расходов. И руководитель общины (имам) работает (расходует средства) строго в рамках указанного документа, в котором все направления затрат расписаны постатейно. Причем статьи эти (их суть) напрямую увязаны с повелениями Всевышнего о том, кому принадлежит (на что расходуется) пожертвование (садака): «Поистине, пожертвования предназначены:

  • для нищих и бедных
  • для тех, кто занимается их сбором и распределением
  • для тех, чьи сердца хотят завоевать
  • для выкупа рабов
  • для должников
  • для расходов на пути Аллаха
  • для путников»

А именно:

  • «для нищих и бедных» – это значит, что Пожертвование может быть направлено на помощь неимущим членам общин, вдовам, сиротам, больным и инвалидам, проживающим не территории деятельности общины;
  • «для тех, кто занимается их сбором и распределением» – это значит, что Пожертвование может быть направлено на оплату труда сотрудников организации;
  • «для тех, чьи сердца хотят завоевать» — это значит, что Пожертвование может быть направлено на организацию работы воскресной школы общины;
  • «для выкупа рабов» — это значит, что Пожертвование может быть направлено на освобождение человека, находящегося в зависимости (рабстве) у той или иной жизненной ситуации, почему бы общине не оплатить операцию по пересадке донорской почки и тем самым выкупить брата по вере из рабства болезни и обусловленного ею гемодиализа?
  • «для должников» — это значит, что Пожертвование может быть направлено на погашение долгов общины, возникших в процессе строительства мечети;
  • «для расходов на пути Аллаха» — это значит, что Пожертвование может быть направлено на строительство и содержание мечети, на содержание имама общины, на проведение акций и мероприятий;
  • «для путников» — это значит, что Пожертвование может быть направлено на оплату обучения члена общины в исламском вузе, по окончании которого он вернется работать имамом в свою общину.

При этом в общине должна быть четкая система приоритетов в расходовании садака:

  1. Оплата труда сотрудников, имама в первую очередь.
  2. Уплата налогов и сборов, взносов в ЦРОМ.
  3. Содержание мечети и воскресной школы.
  4. Социальная работа и благотворительность.

То есть, неправильно раздавать деньги бедным и неимущим, если имам общины не имеет достойной заработной платы, как бы кощунственно, на первый взгляд, это не звучало.

Неправильно устраивать благотворительные меджлисы, если преподаватель воскресной школы не получает заработную плату. Потому что они, имам и преподаватель, самые важные люди в общине: они учат, наставляют, предупреждают, помогают. Именно они формируют (помогают сформировать) религиозное сознание верующего человека.

Неправильно выдавать заработную плату сотрудникам религиозной организации в конвертах, скрывать налоги и сдавать нулевую отчетность. Неправильно не платить взносы в Централизованную религиозную организацию, потому что тогда она не сможет содержать средне-специальное исламское учебное заведение, готовящее имамов для общин, и не сможет оказать финансовую поддержку новым общинам.

— Нужна ли централизация в системе САРП?

Безусловно, нужна. Если мы хотим, чтобы исламская община нашей страны была не лоскутным одеялом, а цельным полотном, то нужно выстраивать систему. Систему, в которой есть как четкая вертикаль, так и горизонталь. А именно:

«Члены общины и ее прихожане сдают садака в кассу общины. Часть сборов (5%) община перечисляет в мухтасибат, одним из учредителей которого она является. Мухтасибат передает часть сборов в казыят. Казыят в муфтият.

Одни из нас от других… Община на средства садака содержит мечеть, имама-хатыба и начальное учебное заведение — воскресную школу (мактаб). Мухтасибат — на средства садака, полученные от общин, содержит имама-мухтасиба и среднее учебное заведение – колледж (медресе). Казыят и муфтият на средства садака, полученные от мухтасибатов и казыятов, содержат казыя или муфтия, а также учебные заведения высшего и послевузовского образования – институты, университеты».

То есть, садака должна собираться исключительно на уровне первичной религиозной организации – общины, а вышестоящие организации (мухтасибат, казыят и муфтият) должны финансироваться за счет отчислений из общин. Вот сколько общины перечислили средств в свои вышестоящие организации, вот на эти деньги они и должны существовать. Одни из нас от других…

— Должна ли отчетность в системе САРП быть публичной?

На этот вопрос нет однозначного ответа. С одной стороны, публикация финансовых отчетов в интернете является правилом хорошего тона со стороны управляющих средствами садака: приход – от кого и сколько; расход – кому, сколько и на что. С другой стороны, многое зависит от организационно-правовой формы, в рамках которой функционирует система САРП.
Если система САРП официальная (бухгалтерский учет средств садака ведется), то публикация этих данных в СМИ вполне возможна.
Если система САРП не официальная (бухгалтерский учет средств садака не ведется), то публикация этих данных не возможна в принципе.

Наличие бухгалтерского учет средств садака — это и есть основной критерий, которым нужно руководствоваться при принятии решения о публикации финансовых отчетов. Все остальное: этичность публикации, где публиковать, какие данные приводить – это все вторично.

***

И в заключении, хотелось бы предложить ряд критериев, по которым можно было бы судить об эффективности внедрения и развития системы САРП на базе той или иной организационно-правовой формы.

  1. Соответствие духу аята 9:60.
  2. Вклад в развитие ислама в России.
  3. Вклад в развитие исламского образования.
  4. Социальная справедливость.
  5. Прозрачность финансовых потоков.

Эффективность общины мусульман, как платформы для внедрения системы САРП.

Соответствие духу аята 9:60. Абсолютное соответствие, так как община – это и есть то, о чем Аллах постоянно говорит: «О те, которые уверовали…» Более того, Слово Аллаха, Коран, воспринимаются совсем иначе, если читающий его является членом конкретной общины и смотрит на мир через призму своего прямого участия в ее жизни.

Вклад в развитие ислама в России. Без общин нет ислама, развиваем общины – развиваем ислам. Вложение средств садака в общины – гарантия успешного развития общин, гарантия их финансовой независимости и залог процветания.

Вклад в развитие исламского образования. Можно сколько угодно создать высших исламских учебных заведений, но если не будет развит институт местных религиозных организаций мусульман и соответствующий ему уровень начального религиозного образования (воскресные школы – мактабы), то выпускники ВУЗов не будут востребованы. Что и происходит сейчас, когда общины обвиняют ВУЗы в том, что те не дают им имамов, а ВУЗы обвиняют общины в том, что те не могут обеспечить молодым специалистам достойные условия труда. Замкнутый круг.

Поэтому: создаем общины, собираем в них садака, открываем мактабы, даем людям начальное религиозное образование, отправляем лучших из учеников учиться в ВУЗы, после обучения имам возвращается работать в общину. Замкнутый круг разомкнут.

Социальная справедливость. Община зачем создается? Чтобы людей исламу учить? Нет. Община создается, чтобы ее члены имели защиту от влияния окружающей среды: религиозную, моральную, социальную, материальную. Можно, конечно, помогать голодающим Сомали, но насколько это верно, если рядом с тобой живет вдова с тремя детьми, или ребенок с ДЦП, или кто-то утратил свое имущество на пожаре. Можно, конечно, попытаться решить социальные проблемы всего человечества, но может все-таки лучше начать с чего-то более простого, того, что нам вполне по силам. Да и потом, за голодного африканского ребенка Аллах вряд ли с жителя Иваново спросит. А вот за то, что житель Иваново мимо своего ближнего, нуждающегося в помощи, прошел, — спросит.

Прозрачность финансовых потоков. Честный бухгалтерский учет решает все вопросы по организации учета пожертвований. От кого пришли средства, в каком количестве, на что именно хотел бы их направить плательщик, кому выдали, как получатель садака отчитался за выделенные ему средства – вся эта информация и является результатом ведения бухгалтерского учета. На годовом собрании утвердили бюджет. Община строго по нему работает. В конце года подвели итоги. Ревизионная комиссия все проверила. Распечатали результаты, вывели показатели, построили отчеты. Выдали отчетность членам общины. Опубликовали отчетность на сайте общины. Год закрыт.

***

Было бы хорошо, если представители других форм организации системы САРП дали свои ответы на обозначенные в статье вопросы и проблемы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here