Марат Шарифуллин поступил в Международный Центр исламской экономики и финансов (ИНСЕИФ) в Куала-Лумпуре — крупнейший международный институт изучения исламских финансов — в июне этого года. За полгода до этого выпускник московского вуза Марат принял решение о необходимости изучения исламских финансов. Выбор пал на Малайзию.

— Итак, вы – одни из первых российских выпускников, поступивших на обучение в международный центр исламских финансов в Малайзии. Какие Ваши впечатления?

Начну с того, что до отъезда в Малайзию я не знал об этой стране ничего. Помню, решение о поступлении в ИНСЕИФ принимал очень быстро, сначала появился интерес к исламской экономике, затем стал изучать варианты, куда поехать учиться данной дисциплине, рассматривал варианты в Англии, арабских странах. Один мой знакомый рассказал мне про программу ИНСЕИФ в Малайзии, я зашел на их сайт, изучил его и понял, что этот институт является одним из лучших в области преподавания исламских финансов. И уже в феврале этого годая оказался в Куала-Лумпуре. Я поехал туда заранее, чтобы повысить знание английского языка и заодно разведать обстановку. Впечатления об ИНСЕИФ, как и обо всей Малайзии у меня самые положительные. Очень приятные и отзывчивые люди работают в институте, помогают во всех аспектах жизни, не только в учебе, но и в быту.

Здание, где мы учимся, напоминает банковское учреждение, офис высшей категории, иногда даже складывается ощущение, что ты приходишь туда не на учебу, а на работу. Но самое главное – это знания. Могу сказать, что с этим там тоже все в порядке, лекции проходят интересно, познавательно, насыщенны презентациями, преподаватели – профессионалы в своей области, многие из них имеют большой опыт работы, поэтому дается много информации из практики. Помимо лекций еженедельно проводятся встречи с людьми, работающими в индустрии исламских финансов.

Слева направо: Марат Шарифуллин, преподаватель ИНСЕИФ Аббас Миракхор, Рамиль Миркасимов Учебный корпус ИНСЕИФ

— Что наиболее сложное в учебе?

Наиболее сложное – это усвоение такого большого количества материала, которое дается по предметам. Времени немного, соответственно, нужно посвящать довольно приличную часть времени для самостоятельного изучения пройденных тем. Второй момент – это английский язык. Имеет смысл поступать в институт, если ты знаешь язык в совершенстве. Бывали случаи, когда поступающий в институт знает язык на бытовом уровне, но учеба требует углубленного и профессионального языка, поэтому такие впоследствии отсеиваются.

— Вы проучились в ИНСЕИФ два месяца, какие области знания в сфере исламских финансов Вы освоили (если можно подробнее)? Какие предметы наиболее сложные и наиболее легкие для Вас?

Два первых месяца обучения формируют фундаментальные знания в области исламской экономики, а именно – общие различия между капиталистической и исламской экономической системами, мировоззрение светского человека и мусульманина, история исламских финансов, запретность ростовщичества, неопределенность в исламских финансах, теория золотого динара. В Малайзии и Индонезии, кстати, этот вопрос серьезно рассматривается. Проводилось исследование на тему инфляции, и выяснилось, что стоимость курицы во времена Пророка (САС) и в наше время в эквиваленте золота осталась одинаковой, то есть за более чем 1400 лет никакой инфляции с золотом не произошло.

На данный момент я закончил короткий семестр, где изучалось два предмета: исламская экономика, аспекты шариата в бизнесе и финансах. Они являются фундаментом, основой для будущих предметов, поэтому было важно понять их и закрепить в голове. Больших сложностей они не вызвали, все сдал, слава Богу. Знаю, что немусульманам, которые учатся в ИНСЕИФ, тяжело давались данные дисциплины, так как они пронизаны самой идеологией Ислама.

Разумеется, все изучаемые темы подкрепляются аятами Корана и хадисами Пророка (САС). По второму предмету акцент был сделан на изучение терминов и понятий шариата, фикха, источников исламского права, вкратце осветили вопросы аудита в исламских финансах, управляющих органов, которые существуют в исламских финансовых организациях и большой раздел, рассматриваемый в процессе учебы, был посвящен теории контрактов в исламских финансах.

— Не имея экономического образования, с какими сложностями Вы сталкиваетесь в процессе обучения, если таковые есть?

Мое предыдущее образование – юридическое, специальность предпринимательское право, в рамках которой также изучаются экономические предметы, поэтому больших сложностей не испытывал. Тем более, что исламская экономика – это больше социально ориентированный предмет, а аспекты шариата в бизнесе и финансах – это скорее юридический предмет, нежели экономический, особенно, теория контрактов. При их изучении я чувствовал себя как рыба в воде. Посмотрим, как будет дальше, впереди много узконаправленных предметов, таких как бухгалтерский учет, банковское дело и так далее.

— Вы являетесь выпускником курса «Исламские финансы», проходящего в Московской международной высшей школой бизнеса. Что Вам дал этот курс в преддверии обучения в ИНСЕИФ?

Во-первых, хочется сказать — очень хорошо, что в Москве появился такой курс, сделан первый шаг, именно с таких моментов и начинается большое дело. Людей нужно просвещать, а как это делать, кроме как через учебу? За три месяца до отъезда в Малайзию я записался на курс по исламским финансам в МИРБИСе. На момент поступления на данный курс я имел весьма скудные знания об исламских финансах. Но стремление в этом направлении было, тем более понимал, что исламские финансы – это не просто знания в области финансовой индустрии, но это возможность познать свою религию глубже, а это как известно одна из обязанностей мусульманина. К сожалению, закончить курс я не успел, но курс очень помог мне в подолжении обучения в Малайзии. В дальнейшем хотелось бы, чтобы этот курс развился во что-то более глобальное, например, в открытие кафедры исламских финансов в институтах и университетах города.

Мне кажется, в целях доступности было бы хорошо, если бы подобные курсы были более доступны финансово для студентов. Многие студенты, думаю, не отказались бы от такого дополнительного обучения.

— Как часто Вы посещаете и финансовые институты в ходе обучения? Проводят ли у Вас лекции представители исламских банков Малайзии?

Лекции с профессионалами из индустрии – это одна из самых важных составляющих нашего обучения в ИНСЕИФ. Еженедельно в институт приходят люди, имеющие за своей спиной большой опыт работы в исламских финансовых институтах, не только банках, но также и страховых компаниях, инвестиционных фондах и др. Также проводятся выездные мероприятия на «производство», в этом плане там все устроено отлично, теория постоянно пересекается с практикой.

— Какие, на Ваш взгляд, есть сложности в реализации исламских финансов в Малайзии?

Надо отметить, что исламская экономика начала свое развитие в Малайзии относительно недавно, но, тем не менее, сегодня происходит бурное развитие данного сектора финансовой системы страны. По последним данным около 30% экономической системы работают по исламским принципам. Со стороны государства для этого созданы все условия. Люди имеют выбор: работать в традиционной финансовой системе либо исламской. Касательно сложностей, то, конечно же, они присутствуют. В частности много споров происходит на тему допустимости с точки зрения ислама тех или иных операций.

Я считаю, что главная проблема в том, что большинство людей недопонимает саму идею, концепцию исламской экономики. Это связано с тем, что сознание людей привыкло к обычной, ныне существующей экономической системе, которая базируется на росте, процентной ставке. Но это понемногу будет стираться по мере понимания людьми самой идеологии ислама, как религии. Данный этап становления исламской финансовой системы происходит в Малайзии. Люди, которые не являются мусульманами, сейчас тоже активно начинают пользоваться услугами исламских банков, страховых организаций.

— Как Вы думаете, какие могут быть сложности при реализации исламских финансов в России?

Законодательная база, точнее ее отсутствие, является главным препятствием для реализации исламских финансов в России. Возьмем, к примеру, соседний Казахстан, где два года назад внесли серьезные изменения в закон страны, позволяющий функционировать исламским финансовым учреждениям. Сейчас у них открывается третий исламский банк, то есть желающих инвестировать в развитие исламских финансов много, даже в Малайзии люди считают российский рынок перспективным и готовы вкладывать свои средства, но для этого должна быть инициатива, исходящая, в первую очередь, со стороны государства.

— Как Вы проводите свободное время?

Перед тем как поступить в ИНСЕИФ я приехал заранее за три месяца, учился на курсах английского языка. На тот момент у меня было довольно много свободного времени, в течение которого я посещал различные интересные места Куала Лумпура и Малайзии в целом. Ездил на побережье океана, исторические города. Если сказать вкратце, то страна для нас экзотичная в плане природы, животного мира. Например, в районе, где я живу, бегают обезьяны по улице. Сначала это казалось необычно, но сейчас привык. Быт, еда весьма необычны для российского человека. Но Куала Лумпур – город с развитой инфраструктурой, высокотехнологичный и ни чем не уступает крупным европейским мегаполисам в плане удобств и быта.

С началом учебы в ИНСЕИФ времени свободного поубавилось, поэтому стараюсь использовать его максимально на продуктивные цели, например, хожу в бассейн по вечерам, читаю дополнительную литературу в библиотеке, встречаюсь с друзьями из стран СНГ, нас там немного поэтому поддерживаем связь, вместе все-таки легче.

— Какие у Вас планы по реализации полученных знаний в ходе обучения в ИНСЕИФ?

Еще год назад я даже представить не мог, что буду жить в Малайзии. В русском языке есть пословица: «человек предполагает, а Бог располагает», поэтому скажу так: планов много, но самая главная задача сейчас – это достойно закончить учебу в ИНСЕИФ, а дальше переходить ко второму шагу, где он будет – не знаю – в Малайзии, в России или может где-то еще. Для меня важно не останавливаться и все время двигаться, развиваться качественно, то есть, если после окончания ИНСЕИФ я буду чувствовать, что полученных знаний не хватает, то продолжу обучение дальше. Все таки главная цель мусульманина в нынешней жизни – нести в себе созидательные начала, приносить пользу людям, получать знания и делиться ими, а также не забывать, что все – от Всевышнего.

Собкор

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here