В Российском исламском университете прошла научно-практическая конференция «Вакф: история и современность в России», организованная кафедрой Исламской экономики и управления РИУ.

В Российском исламском университете прошла научно-практической конференция «Вакф: история и современность в России», организованная кафедрой Исламской экономики и управления РИУ.

В ходе конференции выступили с докладами: генеральный директор фонда «Вакф Республики Татарстан» при ДУМ РТ Гамир Рахимович Гибадуллин, кандидат исторических наук, доцент КФУ Марат Зуфарович Гибадуллин, заведующий кафедрой исламского права РИУ Мухаммад Рустямович Муратов, заведующий кафедрой Исламской экономики и управления РИУ, к.э.н., доцент РИУ Галим Зарибзянович Вахитов, научные сотрудники Академии наук РТ: Камиль Хамзович Валиуллин, Ильшат Амирович Мухаметзарипов.

Участвовали в дискуссии приглашенные: исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация индустрии халяль» Рафик Зуферович Валиуллин, исполнительный директор Ассоциации предпринимателей-мусульман Марат Ренатович Низамов, преподаватели РИУ и других вузов Казани, студенты.

В ходе конференции были заслушаны и обсуждены доклады: «Вакф в Республике Татарстан», «Теоретические основы вакфа в исламском праве», «Становление и развитие татарского предпринимательства в 18 – начале 20 века», «Современное законодательство о вакфе», «Проблемы реализации вакфа в условиях царской и современной России», «Механизмы реализации вакфа в современной России» и «Роль вакфа в развитии современного мусульманского образования».

В своем докладе генеральный директор фонда «Вакф Республики Татарстан» при ДУМ РТ Гамир Гибадуллин подчеркнул, что история функционирования системы вакфов среди татарских мусульман насчитывает многие столетия. В этой истории много прекрасных страниц. Однако падение Казанского ханства, революция 1917 года нанесли значительный урон функционированию данной системы.

«Сегодня на государственном уровне идет работа по возврату культовых зданий мусульманским общинам. Ряд объектов по Татарстану уже переданы или находятся в процессе передачи», — отметил гендиректор фонда.

Также гендиректора фонда «Вакф Республики Татарстан» при ДУМ РТ напомнил, что до революции татарские предприниматели активно жертвовали в вакф свое имущество в Джидде, Мекке, Медине, Стамбуле и других городах, которое использовалось хаджиями и шакирдами, отправлявшимися в длительные и опасные путешествия с целью паломничества и получения знаний. По оценкам историков, в одной только Мекке насчитывалось около ста зданий, пожертвованных в вакф татарскими предпринимателями-мусульманами из России.

По мнению генерального директора фонда «Вакф Республики Татарстан» Гамира Гибадуллина, необходимо исследовать возможности, опираясь на нормы международного права, возвращения этого имущества, пожертвованного в вакф татарскими предпринимателями в пользование современным хаждиям из России.

Также Гамир Гибадуллин обратился к студентам-экономистам РИУ с приглашением глубже изучать тему вакфа с тем, чтобы после окончания РИУ работать в сфере управления вакфным имуществом, имуществом религиозных общин, т.к. именно студенты РИУ наряду с глубокими знаниями экономики обладают религиозными знаниями и высокой моралью.

Заведующий кафедрой Исламского вероучения Мухаммад Муратов раскрыл основные теоретические положения о вакфах, рассказал о классификации вакфов с точки зрения различных правовых школ в Исламе.

Кандидат экономических наук, доцент КФУ Марат Гибадуллин проанализировал этапы формирования мусульманского предпринимательства среди татар.

«Предпринимательство среди мусульман имело свои особенности: им приходилось подстраиваться и под законодательство государства, и соответствовать нормам шариата».

Расцвет предпринимательства среди татар, по словам ученого, пришелся на период со второй половины 19 века по начало 20 века. Мусульманские купцы и промышленники, несмотря на известные препятствия в их деятельности, активно развивали свой бизнес по всей территории России.

Были упомянуты такие семьи татарских предпринимателей, как Акчурины, Дебердеевы, Агишевы, Ибрагимовы, Хусаиновы, Рамиевы; Рахматуллины-Субаевы. Среди них были купцы, золотопромышленники, создатели и владельцы предприятий по переработке нефти и ряд других. Все они, несмотря на известные препятствия в своей деятельности, активно способствовали развитию образования среди татар. Так, один только представитель семьи Хусаиновых из Оренбурга построил около тридцати мечетей и пятьдесят медресе по всей России, не считая тех, где он выступал соучредителем. «Яркий пример вакфного имущества тех лет – это приют Юнусовых: первые этажи здания которого были отведены под коммерческую недвижимость, доходы от использования которой, направлялись на содержание воспитанников данного приюта», — отметил Марат Гибадуллин.

Также ученый напомнил, что в Казани, Самаре, Саратове, Уфе, Оренбурге, Петербурге и Иркутске и многих других городах России были созданы центры помощи мусульманам, финансировавшиеся на средства от использования имущества, обращенного их собственниками в вакф. Отдельно следует отметить и созданные благотворительные организации для помощи нуждающимся женщинам-мусульманкам, учредителями которых были, в основном, жены крупных татарских предпринимателей.

Камиль Валиуллин в своем докладе «Вакф у татар в 19 – начале 20 века» подчеркнул особенности организации системы вакфов у татар, отметив: «царское правительство не способствовало распространению ислама и образованности у татар. Но у татар сложилась самостоятельная уникальная система: строились мечети, тут же при них строились медресе, и тут же — торговые лавки, доходные дома. Средства, поступавшие в мусульманскую общину от сдачи в аренду доходных домов и от функционирования торговых лавок, использовались общинами на финансирование в первую очередь собственной системы образования, издательскую деятельность. Именно эти направления были приоритетными». Это позволило без какой либо помощи извне, обеспечить высокий уровень образованности нашего народа.

В докладе к.э.н., доцента, заведующего кафедрой Исламской экономики и управления РИУ Галима Вахитова было отмечено, что современная система высшего и среднего образования имеет ряд недостатков, которые непреодолимы в рамках существующей парадигмы развития российского общества. Однако мусульманское сообщество не может мириться с тем, что его члены имеют пробелы в изучении как религиозных, так и светских наук. Задачи, стоящие перед современными российскими мусульманами в области укрепления нравственности, распространения здорового образа жизни, передачи будущим поколениям знаний, оставленных нам Пророком (с.г.в.) требуют иного качества системы образования. И система вакфов должна быть широко использована мусульманскими общинами России для повышения образованности членов мусульманского сообщества.

Установившиеся тесные взаимосвязи между представителями мусульманского бизнес-сообщества и кафедрой исламской экономики и управления РИУ в настоящее время призваны способствовать развитию мусульманского экономического образования в России.

Присутствие на конференции представителей мусульманского бизнес-сообщества в лице исполнительного директора некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация индустрии халяль» Рафика Валиуллина и исполнительного директора Ассоциации предпринимателей-мусульман Марата Низамова свидетельствует, по словам Галима Вахитова о понимании татарскими предпринимателями своей миссии в обеспечении высокого уровня знаний у современных татар.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here