rynoktruda

В редакцию «MuslimEco.Ru» часто обращаются с просьбой осветить сложности, связанные с трудоустройством мусульман. Особенно остро эта проблема стоит сегодня перед женщинами, из-за современных стереотипов, созданных СМИ, связанных в первую очередь с внешним видом наших сестер. Осознавая важность упомянутой проблематики, редакция решила подготовить серию публикаций, посвященную актуальным вопросам по заданной теме. Представляем вашему вниманию вводную статью, в которой затрагиваются общие моменты, пунктирной линией очерчивается область исследования.

Женщина — домохозяйка или карьеристка?


«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Коран 9:71)

Многие приписывают исламу ненависть к слабой половине человечества, чрезмерно строгое отношение к женщине. Удивляются ревности мужчин к своим супругам, результатом которой становится заточение женщины «под домашний арест». С одной стороны недоумение людей либеральной ориентации с присущей им эмансипированной от этики позицией, с другой — «блюстители» морали, выросшие в обществе с архаичными правилами, помещают современную российскую мусульманку в положение раздвоенности: она вынуждена жить в современном обществе, решать насущные проблемы, зарабатывать на жизнь, а наряду с этим не забывать, что она дочь, жена, мать, в общем — неотъемлемый интерьер домашнего убранства, лелеющий тепло семейного очага. Процесс выздоровления от прогрессирующей шизофрении в современных условиях видится весьма трудоемким, путь к катарсису предполагается найти в правильной исламской расстановке приоритетов, одинаково далекой как от профанного либерализма, так и от языческих адатов.

Шариат — устав внечеловеческого проихождения, он совершенен, а потому всегда актуален, тогда как людские обычаи приходится менять и утверждать заново каждый день. Вспомним историю пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): в возрасте 25 лет он женился на преуспевающей в финансовом плане Хадидже, спустя 15 лет, когда Аллах наделил его пророческой миссией, супруга полностью взяла на себя дела бизнеса, что позволило мужу целиком посвятить себя призыву. Если бы в таком распределении ролей было противоречие божественным установлениям, первым кто отказался от него, был бы сам посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Были в исламе женщины, принимавшие участие в военных походах наравне с мужчинами. Существовали и иные примеры, разумеется, большая часть женщин довольствовалась привычной для себя в обиходе нишей — делами домашней рутины. Но, как кажется, приведенных примеров достаточно для понимания — взгляд ислама на гендерную проблему простирается куда шире шаблонного восприятия обывателя.

Естественно совершенно, мы сейчас никоим образом не пытаемся представить женщину главным добытчиком в семье, и, тем более, не навязываем ей такой функционал в качестве магистрального. Дело в другом — жесткая схема общественного устройства зажимает личность и семью в тисках нужды, и в этой связи появляется необходимость в выработке адекватной модели поведения для членов нашей общины.

Контур проблемы


«Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо…» (ан-Навави, 16)

Итак, мы пришли к выводу, что со стороны религии, женщина вправе сделать выбор, заниматься одной лишь семьей, или участвовать в деловой и общественной жизни. Иной препоной может стать общество. Многие мусульманки столкнулись сегодня с проблемой трудоустройства, причиной называется одежда, соответствующая требованиям исламской религии.
В первую очередь затруднения испытывают так называемые оптанты. Люди, озабоченные выбором профессии, в которой они смогли бы себя реализовать. При таком раскладе ключевым фактором успеха выступает личная составляющая, ее психологический и когнитивный запас прочности, презентуемый потенциальному работодателю.

Чаще всего дело не выгорает из-за непрофессионального подхода при устройстве на работу. Капиталистическая экономика, в условиях которой мы живем, когда «человек человеку волк» диктует жесткие правила игры, работодатели вынуждены проводить серьезный кастинг, успешное его прохождение обусловлено прежде всего багажом компетенций, а отнюдь не личностными качествами(неделовыми), не взаимоотношениями с Творцом. Начальника заинтересует кандидат, нацеленный на успех и карьерный рост, а не заявляющий с порога в ультимативной форме: «Дайте мне место для омовения и намаза». Искренность таких людей не подвергается сомнению, но давайте смотреть правде в глаза: в описанной ситуации шанс на успех невелик. Если профессиональная подготовка оставляет желать лучшего, а невозможность исполнять религиозные обязанности на рабочем месте приводится в качестве оправдания, то, скорее всего, стоит признать истинную причину хотя бы для себя самих, и, исходя из этого, поднять свой компетентностный уровень до необходимого. Как подсказывает опыт, порой это куда продуктивнее, нежели сетовать на судьбу и плохое отношение к мусульманам.

Другим блокирующим трудоустройство шлагбаумом выступает психический настрой соискателя. Привитая с детства скромность наших сестер находит одобрение со стороны ислама, но иногда превращается в гипертрофированную. Робость, облекшаяся в одеяния скромности, сбивает с толку многих, а в глазах работодателя выглядит профессиональной несостоятельностью. Правильная стеснительность не мешает человеку раскрыть свои преимущества, Всевышний говорит в Коране о личностной сути: «Получил прибыль тот, кто ее очистил, понес убыток тот, кто ее утаил»(91:9–10).

Имеют место в нашей стране и девиантные позиции, националистические и исламофобские. Мусульмане у работодателей с такими взглядами априори пребывают в «черном списке», а посему сотрудничество с ними бесперспективно. Наверное оно и к лучшему, зачем тратить жизненную энергию и время на проекты людей с заведомо ущербным предубеждением? Как говорил поэт: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».

Кто распределяет милость?

«Те женщины, которые войдут в Рай, за те благодеяния, которые они совершали на земле, будут превосходнее и красивее гурий» (ибн Хиббан)

Иной вехой на пути к трудоустройству, и, пожалуй, самой важной, является чистое намерение в отношениях со Всевышним и осознание своего «хождения пред Ним», знание того, что все блага — от Него. В качестве испытания верующим иногда предлагаются заманчивые варианты с устройством на харамную работу. В Коране сказано: «Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость»(2:268). Здесь очень важно проявить стойкость, и Аллах непременно даст выход из затруднительного положения и поможет в устройстве на честную работу, с возможностью исполнять обязанности религии. Такие случаи нередки, только по прошествии времени человек осознает правильность своего выбора, трудясь в благом месте, вовремя читая намаз, питаясь халялем. Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело»(65:2–3).

Шамиль Казалиев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here