мк

— Мадина, ассаламу алейкум! Для начала хотелось бы определить категориальные границы нашей беседы. Что мы подразумеваем, когда говорим о таком понятии, как «Исламская экономика»?

Ва алейкум ассалам ва рахматуллах! Можно много говорить о том, что подразумевается под этим понятием. Большое количество трудов посвящено этой тематике, существуют различные мнения. В частности, наш экономист, доктор наук, Ренат Беккин в своем труде «Исламская экономическая модель и современность» перечислил мнения различных учёных и также коснулся темы уместности этого понятия.

Оппоненты говорят о том, что есть такие науки как физика, химия, но никто не говорит об исламской физике и химии, для этих наук характерны некоторые общепринятые законы. Но на данные слова оппонентов можно возразить, что экономика — это гуманитарная дисциплина и она больше отражает подход людей к регулированию своих хозяйственных отношений, а у людей, как известно, могут быть разные подходы. Законы физики и химии предстают нам как данность, а экономика подразумевает под собой нечто другое. Подход ислама к экономике — это законы Всевышнего, регулирующие имущественные отношения. Для обозначения этих законов мы используем термин «исламская экономика». Это нормы имущественных отношений, которые прописаны в Исламе.

В первую очередь, это отношение к имуществу: «Как человек должен относиться к имуществу?» Человек помещен Всевышним на Землю на определенный срок и на этот срок ему дано определенное имущество. Один из вопросов, согласно словам пророка(да благословит его Аллах и да приветствует), который будет задан после смерти: «Как человек распоряжался своим имуществом?» (1). Если говорить о нашем времени, многие об этом вопросе не задумываются. Кто-то для себя однозначно выбирает незаконные пути, независимо, с точки зрения государственного регулирования или религиозных норм. Но есть очень много сфер, где нет однозначного мнения, очевидного запрета. Но при получении соответствующих знаний, становится понятно, что они запретны. К примеру, несправедливая конкуренция — фактор ставящий под сомнение правильность заработка. И таких примеров можно привести много. Правильное отношение к имуществу — это целая философия.

Сподвижники пророка отдавали большую часть своего имущества на благие дела. Основная мысль здесь: имущество являет собой ответственность, которая вверена человеку во временное пользование. Нашему же времени присущ скорее дух потребительства, обогащения. Человек не понимает элементарную вещь: в могилу с собой ничего забрать нельзя. Имущество может принести пользу только при расходовании его на благие цели. В наше время имущественные отношения люди сводят лишь к собственной выгоде и пользе. Имеет место гонка по увеличению счета в банке, количества яхт, личного влияния. Почему мы много говорим об имуществе? Потому что это основное понятие, которое присуще исламской экономике.

Исламская экономика также регламентирует правила получения в собственность имущества, его расходования и торговые взаимоотношения, процесс круговорота общественных благ, разные способы заработка, дозволенные и недозволенные. Оговариваются различные аспекты этих процессов, а также этика ведения торговли. Если говорить о государственном влиянии, то история Ислама показывает, каким образом государство может регулировать экономическую сферу. Государство берет на себя функции распределения благ между богатыми и бедными, занимается сбором закята.

— Вы затронули такую тему: существуют законы физики, химии, а исламская экономика представляет собой гуманитарную дисциплину. Вот есть ученые, которые считают, что законы, предписанные Всевышним людям, могут воздействовать на физические законы и приводят в доказательство аят из Корана: «Зло постигло людей на суше и на море только из-за того, что уготовили их руки»(30:41). Допустим ли подход к экономике, как к объективной науке?

— Конечно, в законах Всевышнего нет ничего, что бы противоречило разуму который Аллах нам дал для размышления, для того, чтобы мы видели различные взаимосвязи, установленные Богом. Допустить такой подход можно, есть много религиозных текстов, которые подтверждаются современными научными открытиями. Если Всевышний что-то приказал, мы берем это в качестве руководства, независимо от того, осознаем ли мы причины повелений. Тем не менее, вера подразумевает и иррациональное начало, пользуясь лишь только одной логикой мы не можем описать реальность. Всевышний воспитывает своих рабов, и дает подсказки. Например, если человек будучи верующим прибегает к запретным или сомнительным экономическим операциям, Аллах может лишить его ризка в другом деле в качестве напоминания и назидания.

— Мы сейчас говорили о вещах, которые подразумевают своим источником волю исходящую из недр индивида. Этой волей обусловлено то, что человек не занимается ростовщичеством, не торгует спиртным, не перебивает торговлю с соседа. Хотелось бы поговорить об исламской экономике как о целостной системе. Есть социализм, капитализм. Может ли ислам предложить альтернативу этим путям?

На самом деле, мне кажется, что человек который знаком с историей Ислама и влиянием исламской цивилизации на западную, априори скажет, что многие идеи взяты у мусульман. Мусульмане открыли Западу античное наследие.

Экономическая теория — не исключение. Вполне возможно, при выстраивании своих доктрин тоже был перенят опыт исламских исследователей. Впомним, к примеру, утопические труды по общественному устройству. Справедливость, которая есть в исламской системе, может показаться западному человеку утопией. Говоря о роли религии на формирование общества, можно вспомнить труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Огромную роль играет отношение религии к ростовщичеству. Эта тема стала предметом анализа для многих ученых, как древних, так и современных. Среди русскоязычных авторов можно выделить Ефимова и его «Экономическую азбуку».

— В таком случае, почему мы выделяем исламскую экономику, но не ведем речь о христианской, иудейской и так далее?

Если мы сегодня заглянем в Ветхий завет, мы можем найти там много экономических категорий. Что касается ростовщичества, там упоминается, что под процент можно давать «чужим». А членам своей общины запрещается. Во книге Второзакония говорится: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем»(23:19-20). Это прямое руководство к действию, направленное на завоевание людей, с целью порабощения. Давать деньги просто так, с условием, что будет возвращено больше. Крестовые походы были предприняты по мнению многих не с целью «освобождения гроба Господня», а с целью обогащения, так как финансирование многих воинов шло за счет ростовщиков. В Библии есть прямой запрет на ростовщичество, но сначала он был смягчен (запрещались откровенно грабительские проценты), а затем по решению Собора полностью отменен. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда то, что сказано в Писании, противоречит решениям Собора. Во всем христианском мире ныне процветает ростовщичество.

— Вами был упомянут труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а согласно положениям протестантской ветви христианства, люди заведомо прокляты или спасены. Критерий спасения — успех в делах. Есть ли связь экономического благосостояния в этом мире и посмертной участи в ином? Ведь в Коране, как мне кажется, совсем иная трактовка успеха. В суре аль-Фаджр есть аяты: Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня! Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!»»(89:15-16) Далее Аллах говорит, что человек заблуждается, делая такие выводы.

Да, также можно вспомнить в этой связи суры «Аср», «Страсть к приумножению», в которых затрагиваются очень важные аспекты жизни мусульманина, показываются подлинные критерии, расставляются приоритеты. В Коране также есть аяты о богатстве мнимом и истинном. Что касается протестантизма, вклад его религиозных деятелей в экономическое поведение неоспорим. Мы можем оценить его на примере США. Влияние религии самое прямое. Сейчас люди в большинстве своем не следуют религии откровения, а поклоняются тварным богам. В роли идола может выступать и безмерное потребление, тогда как религия приказывает придерживаться меры во всем. Здесь уместно вспомнить о запрете на «исраф»-бездумное, нерациональное расточительство.

— Все-таки мы уклоняемся к теме личного спасения. В то время как предполагается, что мусульманин, когда занимается ремеслом, бизнесом или чем-то иным, он служит цели, некоему проекту, направленному на преображение мира. Человек поставлен на земле в качестве наместника, как об этом говорит Всевышний: «И сделали Мы вас наместниками земли»(6:165). Исходя из таких предпосылок, каким образом мы должны относиться к господству капитала? Имаму Али принадлежат слова: «Нет ни одного богача, который бы не питался тем, что отнял у бедняка». Аллах говорит: «Не пожирайте имущества друг друга посредством лжи»(4:29). Спекулянт, проведший одну сделку, может заработать столько, сколько крестьянин не получит, проработав всю жизнь. Образуется серьезное разделение: одни люди обладают всем, другие ничем. Может ли община повлиять на несправедливое распределение?

Имущество с точки зрения Ислама — большая ответственность, богатство также является испытанием. В Исламе богатство не порицается. Ислам, разумеется не приветствует разрыв между богатыми и бедными. Тем не менее нельзя отрицать тот факт, что люди обладают разными способностями, навыками. Перед обществом стоит задача воспитания и подготовки определенных специалистов. Существуют профессии, вопрос дефицита которых должна решать община.

Существующее разделение на богатых и бедных Ислам не порицает. Богатым предъявлено требование расходовать часть имущества на нужды общины. В их имуществе есть доля, правом на которую обладают бедняки. Какое бы не было количество богатых и бедных, богатые несут ответственность за своих братьев. Человек может быть бедным в силу разных обстоятельств. Может быть, он лишен способностей, ленив, склонен к тунеядству. Ислам не приветствует попрошайничество, иждивенчество. Удел, предписанный человеку, находится в руках Аллаха. Религия приказывает каждому трудиться в меру своих сил и возможностей. Сегодня человек может быть бедняком, завтра, есть вероятность, что он станет богачем. В то же время, люди могут прикладывать одинаковые усилия, но на выходе у одного может быть много прибыли, у другого — мало. Если один человек зарабатывает в день 500 рублей, а другой 500000, при условии халяльности их заработка, в этом нет порицания. Инструментом регулирования распределения благ является закят.

— На мой взгляд, правомерно подходить с такими лекалами, если предварительно мы исходим из презумпции о справедливости существующего устройства. Но если общество изначально расслоено, в результате мошенничества и других неправедных приемов. Люди завладели средствами производства, что стало причиной их богатства. Здесь дело не в том, что кто-то лежал на печке, а другой трудился. Может быть, разделение, которое мы видим сейчас, изначально несправедливо?

Здесь речь о другом. Естественно, если заработок нечестен, то за это человек подлежит суду. Неправомерный захват имущества недопустим. Это преступный путь. В число недозволенных шариатом подпадает и финансовая спекуляция. Если речь идет о реальной купле-продаже, то это нормально. Но финансовая воздушная спекуляция недопустима. Однако уместно напомнить, что те кто впадает в запретные виды деятельности, поступают во вред самим себе. Так как тот заработок, который они получают запретным способом, станет тяжелым камнем, тянущим их вниз.

— Что касается вопросов властного регулирования. Когда речь идет об исламском правлении, насколько человек свободен в своих экономических отношениях под сенью шариата?

Ислам не предлагает плановую экономику. Исламский рынок свободен в своем ценообразовании. Халиф Умар ввел на рынках сертификацию, создал специальную комиссию, которая следила за качеством предлагаемой продукции, но цены не регулировались. В этом отношении, исламская экономика ближе к капиталистическому видению.

— Существует ли для исследователей, работающих над формированием положений исламской экономики референтное поле, на которое они могли бы сослаться как образцовое. Можно ли поставить в качестве примера модель, существовавшую в прошлом или современную? Или, может быть исламская политэкономия нуждается в тотальном преобразовании?

В разные этапы становления исламского мира, были образцовые примеры ведения хозяйства на самом высоком уровне. На ранней стадии форсированными темпами государство расширялось, что разумеется влияло на экономику. На другом этапе наблюдалось колоссальное развитие торговли. В какие-то периоды стояла задача расширения территорий, в иные была занята позиция защиты от агрессии. Всё это внесло определенные поправки, приходилось постоянно выбирать оптимальную экономическую программу для новых условий.

Период, на который мы должны в первую очередь обратить внимание, — время правления праведных халифов. Особо стоит выделить фигуры Умара ибн аль Хаттаба и его потомка Умара ибн Абдуль Азиза. Согласно преданию, во время последнего люди не могли найти человека, который нуждался бы в милостыне.

В исламском государстве всегда развивалась торговля, осуществлялись принципы экономических свобод, причем не только в отношении мусульман. Очень хорошо себя чувствовали под покровительством мусульман представители других общин, в первую очередь христианской и иудейской. Многие прообразы современных экономических инструментов впервые были созданы исламскими финансовыми институтами: расписки, гарантии, переводы. Уже сам факт принадлежности к нашей религии был своего рода залогом честности и прозрачности в торговых отношениях. Такой подход к делу был причиной принятия Ислама, или, как минимум, уважения его подхода к ведению дел.

В современном мире мы не видим ни в одной стране полное осуществление принципов Ислама в экономической сфере. Сегодня нет ни одного государства, которое можно безоговорочно назвать исламским. Что касается применения шариатских норм на государственном уровне, можно в качестве наиболее адекватной исламской модели назвать малазийскую, учитывая при этом, что мусульмане составляют там лишь примерно 60% населения.

— Многие сегодня говорят о надвигающемся финансовом кризисе, может ли Ислам предложить внятный ответ на складывающиеся обстоятельства, которые могут стать реальностью уже завтра?

Научный ответ есть и был всегда. Ученые трудятся над решением проблем, возникающих в мире, в том числе и экономических. Создаются финансовые учреждения, не противоречащие принципам Ислама: банки, инвестиционные компании. К сожалению, сегодня они занимают очень незначительную долю в мировой финансовой системе. Говоря о практическом ответе на складывающуюся ситуацию, здесь дело сложнее, чем может показаться. Основная проблема кроется в валютно-денежном обращении. Вся мировая система завязана на одной валюте. Те, кто лоббирует ее существование и продвижение, оказывают всяческое противодействие проектам, ставящим своей целью предложить альтернативу устоявшемуся положению вещей. Мы с сожалением являемся свидетелями того, как Америка, по многим документальным данным, фактически «купила» Саудовскую Аравию, не зря ее называют 51-м штатом.(2) Об этом много говорят, как мусульмане, так и немусульмане, это известные, открытые факты. К сожалению, многие мусульманские страны зависимы от Запада.

— Если говорить о положении в России. Здесь есть люди, которые занимаются исламской экономикой, какие задачи они ставят и есть ли у Вас видение перспектив исламского проекта у нас в стране?

Основная задача, наверное, это воспитание. Причем в самых разных сферах. Наряду с воспитанием, нужно заниматься образованием, просвещением широких масс. Из 25 миллионов мусульман России очень малый процент знающих свою религию, соответственно и тех, кто её придерживается. Нужно сделать из разношерстной общины единую Умму, которая может стать примером для остальных. Мусульмане сейчас имеют очень наивный взгляд на серьезные проблемы, не знают как применить знания на практике. Не удается собрать большое количество мнений по разным вопросам в некую «точку сборки», сформулировать методологию, позволяющие объединить частные моменты в общий проект. Задач, на самом деле, очень много, они все взаимосвязаны.

Относительно экономики, для начала следует познакомиться с мировым опытом, возможно позаимствовать рецепт уже решенных проблем в других странах для преодоления ныне актуальных для российских мусульман. Важной вехой на пути развития Ислама здесь должно стать объединение предпринимателей, разделяющих принципы исламской экономики, совместные инициативы. Мусульмане не должны поддаться на попытки загнать их в конфессиональное гетто, вывести религию из общественной жизни в рамки, ограниченные личной жизнью. Нужна активность во всех сферах, несмотря на разного рода противоборство, особенно в информационном поле.

— Кто должен взять на себя ответственность по распространению дела Ислама, очевидно, это прерогатива пассионарного авангарда? Ведь сложно рассчитывать на пробуждение масс.

Думаю, да. Основным направлением деятельности инициативных мусульман должно стать включение во все сферы общественной жизни с целью оказания влияние на преображение, изменение жизни людей к лучшему. От решения внутренних разногласий мы должны переключиться на активную вовлеченность в различные общественные процессы. Мусульманин должен пытаться быть первым на всех фронтах, где он задействован.

— Наконец, последний вопрос. Известно, что Ислам противостоит всем формам порабощения человека не Аллахом. В Коране мы видим употребление экономических терминов в отношении взаимоотношений человека с Богом, такие как договор, купля, продажа, прибыль. Аллах говорит, что купил души и имущества верующих, пообещав взамен Рай. Можно ли сказать, что экономика, о которой было сказано нами в ходе беседы, является лишь внешней частью такого глубокого понятия, как «Исламская Экономика»?

Разумеется, можно так сказать. Торговля происходит не только на рынках, имеет место и торговля душами. В хадисе говорится: «Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».(3) Человек ежедневно стоит перед выбором, сделав его, бывает прав или ошибается. Преуспеет же тот, кто максимально повысит капитализацию своей бессмертной души.

Беседовал Шамиль Казалиев

_____________________________________________

(1)Сборник хадисов имама ат-Тирмизи (№ 2532)

(2)Перкинс Джон — «Исповедь экономического убийцы»

(3)Сорок хадисов имама ан-Навави (№ 22)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here