picЕще пару десятков лет назад мало кто из россиян знал о халяле, разве что соблюдающие мусульмане. Под этим словом по большей части подразумевалось разрешенное исламом мясо. В девяностые годы его можно было купить в магазинах при некоторых мечетях, сегодня же отделы халяльных продуктов есть в большинстве супермаркетов, и знают об их существовании не только мусульмане. В Москве общее число халяльных точек приближается к четырем десяткам. Это халяльные магазины, супермаркеты, специальные отделы в сетях крупных ритейлеров, рестораны, кафе. При этом последние всегда полны посетителей, а покупателями халяльного мяса становятся отнюдь не только мусульмане.

В связи с этим председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин попросил столичные власти включить халяльные магазины в программу строительства в городе социальных магазинов шаговой доступности. Что неудивительно: сегодня в Москве живут сотни тысяч мусульман, старающихся придерживаться религиозных правил в еде, и спрос на продукцию халяль значительно превышает имеющееся предложение.

Чем же так привлекательна халяльная продукция и в чем ее отличительная особенность? Ответ прост: халяль – это, прежде всего, безопасность, чистота, полезность для здоровья, отсутствие вредных консервантов и добавок, соответствие требованиям срока годности и хранения. С арабского слово «халяль» переводится как «дозволенное, разрешенное» и относится практически к любой сфере человеческой жизни.

Законы Шариата подробно описывают продукты, категорически запрещенные для употребления, и приводят перечень рекомендуемых, не рекомендуемых и недозволенных продуктов. Между тем строгость в соблюдении этих законов различается по всему миру. Так в странах Персидского залива и части Северной Африки требования к халяльности чрезвычайно высоки. Здесь должно соответствовать религиозному стандарту буквально всё — продукты питания, лекарства, косметика, одежда, медицинские услуги, сфера отдыха и развлечений, финансовые отношения. Активно развивается рынок халяльных товаров и услуг в Турции — сегодня она не только крупный мировой производитель модной мусульманской одежды, но и одно из самых доступных мест отдыха для мусульман всего мира.

В последние годы халяль становится популярным и в европейских странах, где существенно вырос процент мусульманского населения. Да и среди тех, кто вовсе не является мусульманами, халяльная еда пользуется успехом, ведь она заслуженно считается не только более полезной, но и вкусной. Арабские ресторанчики в современных европейских городах — не просто мусульманский общепит. Это, прежде всего, места, где можно приятно провести время, получив максимум удовольствия от ужина, состоящего из вкусных и свежих блюд без всякого спиртного. Неудивительно, что в этих заведениях любит собираться небогатая, но разборчивая публика, сюда приходят семьями и дружескими компаниями.

Проблема полезной и натуральной пищи становится особенно актуальной в Европе в последнее время. Озабоченность современных европейцев здоровым образом жизни послужила причиной появлению такого понятия, как organic food — натуральная пища: овощи не должны содержать нитратов, колбаса и ветчина — канцерогенов и генетически модифицированных ингредиентов, молочные продукты — искусственных усилителей цвета и консервантов. И всем этим требованиям халяль вполне удовлетворяет. А опубликованный недавно в Financial Post обзор показал, что среди покупателей халяльной продукции большое число вегетарианцев, не имеющих никакого отношения к исламу.

Как уже было сказано выше, халяль – это не только продукты питания, но все, что соответствует исламским нормам: банки, в которых запрещены проценты и спекуляции, страховые компании, даже халяльные такси и интернет-сайты. Большим успехом пользуется также халяльная косметика. Придя из стран Ближнего Востока и Малайзии, она стала стремительно распространяться в Европе, особенно в Великобритании и в Канаде. Производится косметическая продукция халяль на основе различных растительных масел — миндального, персикового, оливкового — с добавлением минералов и цветочных экстрактов. Одной из особенностей этой косметики является то, что она не тестируется на животных. Халяльная косметика также не содержит спирта и желатина, то есть тех веществ, которых многие люди стараются избегать по гигиеническим и медицинским показаниям.

За последние несколько лет производство халяльной продукции в мире значительно выросло, причем не только в мусульманских странах. К примеру, основными экспортерами халяльной говядины являются Бразилия и Аргентина, халяльной баранины — Новая Зеландия, птицы — Бразилия. Мировой рынок продуктов, соответствующих правилам халяля, оценивается в 500 млрд. долларов США в год, а число потенциальных потребителей может достигать 1,5 млрд. человек — примерно столько жителей Земли исповедуют ислам. Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в 47 млрд. евро. Все это делает нишу халяльной продукции весьма и весьма привлекательной.

Правда, у все возрастающей популярности халяльной продукции есть и обратная сторона: неудовлетворенный спрос порой насыщается за счет поддельной и контрафактной продукции, что снижает доверие ко всему сектору. Данная проблема решается путем сертификации и стандартизации требований, предъявляемых к халяль-производителям и поставщикам. В связи с этим в 2003 г. Совет муфтиев России (СМР) принял решение об организации такой деятельности, тогда же был разработан и первый стандарт. В 2007 г. был создан Центр стандартизации и сертификации продукции халяль при СМР, который в настоящее время успешно осуществляет контроль над производством и реализацией халяльной продукции.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here