Одними из активных участников и пользователей проекта видятся приверженцы Ислама постсоветского пространства

Портал «Ислам в СНГ» уже сообщал о проекте социальной сети «SalamWorld» («Безопасный мир»), благодаря своей уникальной архитектуре и возможностям позволяющей демонстрировать миру достоинства Ислама и возможности исламского мира посредством новейших информационных технологий. Окрещенный Facebook’ом исламского мира, интернет-проект видится многопользовательской социальной сетью планетарного мусульманского сообщества.

Корпункты Salamworld планируется открыть в Каире, Москве, Лондоне, Дубае, Мекке, Астане, Нью-Йорке, Париже и Куала-Лумпуре. На данный момент организаторами уже заключены соглашения о совместной работе с компаниями и энтузиастами из Италии, Швейцарии, Франции, Финляндии, Турции, Казахстана, Египта, Саудовской Аравии, США и Великобритании. В дальнейшем «география» будет расширяться.

К слову, в прошлом месяце организация подписала меморандум об информационном сотрудничестве с СМР; проект также был презентован в Стамбуле, Куала-Лумпуре, Джакарте, Алжире. В настоящее время он реализуется командой из 12 стран; в Исполнительный совет входят известные общественные деятели и бизнесмены из Турции, Малайзии, Казахстана, Азербайджана, России, Испании, Германии. Инициаторами же создания социальной сети выступили представители деловых кругов мусульманской уммы из различных регионов, в т. ч. России и Казахстана, что не удивительно.

Назревшие задачи (через призму идей Н.Назарбаева)

Летом с.г., отметив нахождение уммы «перед лицом серьезных вызовов в драматически меняющемся мире», президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратил внимание на проявление исламской солидарности в реализации как социально-образовательных, так торгово-инвестиционных и технологических программ. В свете чего особую значимость («как воздух») для мирового исламского сообщества приобретают модернизация, НТР и просвещение. Совокупность этих пунктов совершенно не случайна, т.к. в повестке дня — осуществление интегрированной стратегии экономического развития государств-членов ОИС, в частности, система продовольственной взаимопомощи; проработка вопроса об образовании Международного центра инноваций; формирование в рамках ОИС системы поддержки малого и среднего бизнеса. Рядом — новый виток аспекта исламского финансирования.

Доведение озвученных задач до положительного знаменателя однозначно требует обеспечения адекватного уровня образования их проводников. Поэтому одной из важнейших задач уммы должно стать воспитание интеллектуальной элиты, способной генерировать новые идеи, содействующие ренессансу исламской цивилизации. В свете чего Н.Назарбаев актуализировал создание единого медийного исламского проекта. Вследствие мощнейшего наступления действующих в мировой паутине «новых медиа», сказал он, важно активизироваться посредством создания Интернет-ресурса e-ISLAM, должного освещать не только деятельность ОИС, но и стимулировать интерес молодежи к религии и культуре Ислама, распространять духовные мусульманские ценности(1).

Уже спустя несколько месяцев компания Enmacвыпустила мобильный телефон для мусульман, со встроенными различными приложениями, включая программу с текстом и переводами Священного Корана. Следом голландская AZSMediaGroupзапустила бета-версию исламского поисковика IMHalal. А в начале декабря в Стамбуле открылся офис компании Salamworld. Ресурсы ИД «Медина» довольно подробно осветили цели структуры(2), поэтому мы лишь проконстатируем, что важнейшей задачей здесь видится «возведение» культурно-информационного моста между мусульманскими странами и остальным миром, предоставление «минбара» для ученых, религиозных и общественных деятелей, бизнесменов и деятелей искусств из мусульманских стран.

Кроме того, как отмечает главный редактор SalamWorld, известный переводчик Корана, доктор философии Эльмир Кулиев, «в стенах» глобального портала любой желающий сможет познакомиться с происходящим во всех сферах жизни мусульман в мире. Что будет осуществимо, в т.ч. за счет приложений, выходящих «в свет» на базе новейших технологий, позволяющих получать информацию о производителях различных товаров и услуг; самого продукта; предоставлять собственную оценку тем и другим.

Параллельно будут функционировать приложения, предусматривающие возможность участников сети рассказывать о своей стране; оказывать содействие туристам, желающим посетить тот или иной город; помогать друг другу советами в различных областях — от изучения иностранных языков до строительства дома или ухаживания за цветами и т.д. Иными словами, появится возможность открыто заявить о себе, доведя до планеты многоцветность и многоликость жизни в мусульманских странах, где развивается не только сырьевая индустрия, но и культура, кинематограф, наука.

Другое дело, вне интеллектуального потенциала осуществление всего этого будет затруднено.

Повышать уровень

Со слов Н.Назарбаева, на заре Ренессанса христианская Европа носила восточные одежды и читала философские произведения мусульман. Сегодня же исламские университеты не являются законодателями моды в мировом высшем образовании, а за последние двадцать лет в мусульманских странах не было открытий мирового масштаба в области естественных и технических наук.

Взгляд казахстанского лидера соответствует высказыванию руководителя отдела по изучению шариата в Александрийском университете Мухаммада Камаль ад-Дина Имама, проблемой современных приверженцев Ислама назвавшего отсутствие у них цели. Породив «великие умы», потрясшие мир, мусульмане приостановились в своем развитии, перестав «черпать силу в своей религии, в ее великих принципах», в свете чего исламская цивилизация «стала объектом нападок со стороны других культур и народов». Сегодня одни живут только ради набивания желудка, не задаваясь вопросом о смысле жизни. Другие «превратились в дервишей, забыв про науку, про ислам», ограничиваясь требованиями раскрытия им секретов, «как стать сильнее всех». В этом ракурсе «нам нужно заново понять свою религию», быть далекими от прививаемых теорий(3).

Эту же мысль развивает глава Международной ассоциации мусульманских ученых (IUMS), председатель Европейского совета по фетвам и исследованиям Юсуфу аль-Кардави, с сожалением констатирующий, что «мы обречены на бесполезность», т.к. «импортируем, но не производим». Будучи пассивными получателями, «мы подражаем другим и не можем привнести чего-либо своего»(4).

Действительно, как ранее отмечал автор, по всему мусульманскому миру пьется и льется «Пепси» с «Колой». Во всех фешенебельнейших молах мусульманских островков ведущие мировые фирмы открыли магазины одежды, парфюмерии, ювелирных изделий и т.д., потому что массы мусульман желают одеваться в популярные западные «имена», закрывать глаза от солнца «именными» очками. Но при этом, производители и дизайнеры тех самых «имен», в понимании их носителей, являются… кяфирами. Парадокс? (5).

Отсюда, согласно блестящему мыслителю Ю.Карадави, высвечивается подлинная миссия уммы на сегодня: преодоление «наших собственных проблем», активизация веры и морали, что позволит вдохнуть «жизнь в наше полумертвое положение» и восстановить возможности для прогресса. Для достижения этого мы нуждаемся «в новом духе».

Поэтому, на международном форуме учеников шейха аль-Кардави, ученый остановился на необходимости воспитания «будущих лидеров уммы», могущей «измениться к лучшему» лишь при руководстве ею не проходимцами, ничего не знающими «о религии и жизни вообще», а сильными и дальновидными людьми(6).

Так вот, SalamWorldвполне может примерить на себя роль структуры, двигающейся в направлении интеллектуального развития уммы. И важнейшими участниками достижения этого, как представляется, могут (да и должны быть) мусульмане постсоветского пространства.

Направлений — масса

Вообще, конечно же, в рамках проекта действительно появляется возможность компановать «линии» по продвижению «идеологической» канвы. Выделяется, безусловно, актуальнейший во все времена геополитический фон. Сегодня на поверхности — развитие обстановки в зонах проживания арабов. Что вкладывается в понятие «арабская весна»? Каковы прогнозы? Перспективы? Наверное, такого рода аналитика должна находить свое звучание в SalamWorld.

Или наболевший вопрос — палестинский. Здесь фигурирует и «новое» определение палестинцев как «изобретенного народа», и все активнее раздающиеся голоса о нереализованности законных прав палестинцев на создание собственного государства, и нерешенность статуса Восточного Иерусалима. А ведь это — источник напряженности не только на Ближнем Востоке, но и далеко за его пределами. Нужно показывать историю. Разъяснять, что речь не о призыве к насильственному решению справедливого вопроса, а лишь о поддержке инициативы по мирному урегулированию в регионе в соответствии с резолюциями ООН.

Параллельно необходимо думать о противодействии терроризму, осуществляемому под прикрытием религиозных лозунгов. Раскрывать политическую подоплеку каждого(!) аналогичного факта. Кому и почему выгодно инициирование той или иной акции в конкретный исторический отрезок? Приводить в пример исторические прецеденты, изучать складывающуюся политико-экономическую ситуацию в потенциальных зонах конфликта. Наша грамотная аналитика позволит приступить не только к оцениванию «слабых мест» в умме, но и прогнозировать развитие общественно-политической ситуации в мире. Что, в свою очередь, предоставит нам возможность принятия адекватных мер по локализации возможных конфликтов.

Мы должны доводить и конкретизировать, что Ислам проповедует общечеловеческие ценности добра, терпимости и справедливости.

Ведь от нас самих зависит создание обстановки, помогающей выкорчевать страх в общепланетарных рамках перед мусульманским миром. А без раскрытия истинного смысла исламского вероучения (акыда) осуществление этого невозможно по сути.

А разве мало тем в социально-культурном направлении, которые целесообразно доводить до различных сторон? Скажем, 65 из 67 американских рекламных агентств изъяли свои рекламные ролики из эфира во время показа реалити-шоу «Всеамериканский мусульманин» о жизни мусульманских семей на телеканале TLC. При этом цикл очерчивается «явной пропагандой», направленной на борьбу с обоснованной(!) обеспокоенностью о многих мусульманах, «продвигающих исламский фундаментализм и закон шариата» («Ассоциация семей Флориды»). Нужно реагировать?

С другой стороны, мы сами можем прекрасно пропагандировать наши завоевания. Обратите внимание, в минувшую пятницу в Шардже (ОАЭ) начался фестиваль исламского искусства, в рамках которого ожидаются семинары, кинопоказы, выставки, на которых будут представлены около 1,5 тыс. произведений искусства.

В этом же ряду — запланированная на 2012 г. выставка исламских художников со всего мира в Музее искусств при американском университете имени Бригама Янга. Организуется экспозиция мормонами штата Юта в целях создания должного исламской культуре и демонстрации сходства религиозных убеждений мусульман и представлений мормонской общины. Более 250 предметов искусства из девяти мусульманских стран планируется представить в музеях Индианаполиса, Ньюарка и Портленда.

А «женский вопрос», в особенности в корне его неадекватного восприятия в преломление к Исламу? Это вообще широчайшая тема, требующая глубокого рассмотрения, в особенности в условиях сегодняшнего беспредела вседозволенности. И тут, конечно, важны дискуссии с участием сестер, да и вообще широчайший взгляд «на вещи», включая популярнейшую на сегодня тему интернет-знакомств.

Так что поле деятельности Salamworld(и наше в нем) — широчайшее. И от каждого из нас будет зависеть действенность проекта.

В аспекте рассматриваемого, отдельной строкой проходит, конечно же, акцент на обсуждение финансово-экономических парадигмы.

Бизнес-нюансы

Нынешним летом Н.Назарбаев выдвинул ряд инициатив также на VIIВсемирном Исламском Экономическом Форуме (ВИЭФ), призвав, в частности, к созданию на базе организации диалоговой площадки десяти ведущих экономик и стран исламского мира. По его мнению, ресурсы стран уммы «позволяют сформировать мощный финансовый пул для инвестиционного сотрудничества». С учетом же «отставания стран исламского мира от ведущих научно-технологических тенденций» он предложил образовать международный центр инноваций с участием заинтересованных стран ОИС. В целях поддержки субъектов малого и среднего бизнеса им была озвучена идея создания специальной рабочей группы ВИЭФ, с обсуждением в ней инициирования спецфонда малого и среднего бизнеса при Исламском Банке Развития (ИБР) (7).

Наверняка, данный акцент найдет свое место в SalаmWorld, будучи дополненным и др. составляющими. Элементарно, как отмечает Э. Кулиев, национальные субъекты бизнеса, знакомясь с инфраструктурой того или иного государства, вполне могут инициировать выгодные для каждой из сторон проекты. Говоря другими словами, «мы можем стать площадкой, позволяющей заинтересованным лицам выдвигать смелые идеи и находить способы для их успешной реализации». То есть оказаться глобальной сервисной компанией или «комбинатом услуг». В рамках проекта могут проводиться дискуссии о предпринимательстве, как инструменте роста стран; фигурировать сессии, охватывающие исламское банковское дело, новые технологии, развитие инфраструктуры, малые и средние предприятия, халяльную среду и т. д. Вообще, банковское направление — отдельный важнейший фрагмент.

По словам Альберто Бруньони — председателя правления итальянской некоммерческой организации ASSAIF(Ассоциация развития альтернативных и финансовых инноваций), занимающейся разработкой финансовых инструментов в соответствии с нормами шариата – государственные деятели и традиционные банки «увидели в исламском банкинге и финансах перспективную бизнес-возможность, а не «подачку» этническим меньшинствам». Кроме того, большое число профессиональных инвесторов «хотят включить исламские финансовые продукты в свои портфели для целей диверсификации»(8).

В данном контексте целесообразно отметить, сказанное некоторое время назад Советником Председателя Совета Директоров казахстанского БТА банка Айдарбеком Ходжаназаровым (зампред Правления «Salamworld» — salamworld.com). Он отмечал, что исламская экономика является не религиозной сферой деятельности, а лишь иной экономической системой, вследствие чего могущей ориентироваться не только на мусульман, но и на представителей иных конфессий. При этом специалист подчеркивал уравнивание шариатом роли и шансов владельца бизнеса и финансирующей стороны, в то время как в традиционной системе все риски несет предприниматель, а банк при любом исходе сделки выигрывает. Прибыль исламского банка определяется прибылью от вложения, вследствие чего банк заинтересован в успешном завершении сделки.

При этом исламские финансовые инструменты охватывают все виды коммерческой и производственной деятельности. Исламский банкинг включает в себя более 15 видов исламских банковских продуктов и услуг(9).

Не удивительно, что финансовая составляющая — одна из важнейших «фишек» SalamWorld. Не случайно, презентация проекта в Баку была осуществлена в рамках учредительного съезда Сети молодых предпринимателей стран ОИС. К слову, одна из секций XXIЕвропейского экономического форума (осень с. г.), называемого Восточноевропейским Давосом, была посвящена развитию исламского финансирования и называлась «Роль исламских финансов в борьбе с экономической исключенностью в Европейской Союзе».

Тут высвечивается еще и факт сегодняшнего представления в ряде регионов мира пластиковых банковских карт, соответствующих нормам Шариата, принимаемых всеми банкоматами мира. Естественно, помимо снятия наличности посредством банкоматов и терминалов, владельцы карт могут оплачивать товары и услуги, а также совершать интернет-покупки (кроме VisaElectron).

Таким образом, проектов в этом звене — непочатый край. Остается лишь активно работать в электронном пространстве, уже как вроде и не являющимся виртуальным, а становящимся прообразом реального.

Мосты внешние и внутренние

Нельзя не затронуть еще один важнейший момент. Центральной темой завершившегося на днях в Дохе (Катар) IVМеждународного форума Альянса цивилизаций ООН был заявлен «Межкультурный диалог в интересах развития». На саммите отмечалось, что три четверти мировых конфликтов вызваны культурными разногласиями. Как усматривается, SalamWorldвполне может примерить на себя «желтую майку лидера» в плане становления площадки по ведению диалогов, помогающих устранять недоверие и непонимание между представителями различных культур и этносов.

Здесь неоценима роль Казахстана и Азербайджана. И Астана, и Баку позицинируют себя мостами (историческая миссия) между великими культурами Востока и Запада; мусульманским и христианским миром. В ракурсе живо обсуждаемой сегодня идеи Евразийского союза Н.Назарбаев представил проект в качестве поля, должного формироваться «как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития». Раскрыв, что в «экономическом плане мы можем стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии»(10).

Что касается Азербайджана, еще в 2010 г., на саммите религиозных лидеров «Глобализация, религия, традиционные ценности» в Баку, президент Ильхам Алиев, отметив двадцатилетие вхождения страны в ОИС и десятилетие — в Совет Европы, назвал Ислам «нашей священной религией». Кроме того, очертив Азербайджан «открытой для всего мира» страной, заявил, что в планах Баку внести еще больший вклад в дело развития связей между Европой и Азией, христианским и мусульманским мирами. Определив глобализацию в качестве относительно новой темы для мира, он подчеркнул необходимость принятия каждой страной и народом мер для сохранения своих национально-духовных ценностей, что позволит избежать прививаемых под предлогом глобализации норм, «не свойственных национальному менталитету».

В целом, еще на бакинском международном симпозиуме «Исламская цивилизация на Кавказе» в далеком уже 1998 г., Гейдар Алиев, фокусируя внимание на том, что «мы принимаем исламскую культуру, исламские духовные ценности как они есть в нашей священной книге — Коран», подчеркивал, что «Бакинский мост» между Западом и Востоком несет не только географический, но также социально-экономический и политический смысл.

Следовательно, в рамках SalamWorldракурс моста вполне вмещает в себя далеко не только территориально-географический смысл, а принимает определенные черты символического знака, позволяя реализовать «спайку» людей. Лишь узнавая друг друга, что соответствует озвученному в Откровении, мы сможем двигаться дальше. Только совместный путь к прогрессу, развитию науки, сохранению духовно-нравственной парадигмы позволят планете Земля удержаться на плаву. Т.к. непосредственно эти параметры поддерживают Мироздание, созданное для нас Всевышним!

Заключение (в обрамлении единения мусульман)

Но давайте признаем — без внутреннего единства мусульман (причем даже не в общемировом масштабе, а, для начала, хотя бы в отдельных регионах) решить вышеперечисленные глобальные вопросы просто-напросто невозможно. Достижение задач первостепенной важности осуществимо исключительно на основе просвещенности, умеренности, толерантности друг к другу. Именно тут высвечивается ракурс Аль-Васатыйи, исходящего из коранического принципа «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (сура «Корова»: 143). Как подчеркивал тот же М.К. Имам, внутриконфессиональные «противоречия нужно рассматривать как милость и развитие ума», без обвинения в неверии. В спорах по вопросам «второстепенного характера» нет ничего страшного, т.к. главное условие – это «проявление взаимоуважения и исключение раскола между мусульманами», могущего быть используемым врагами Ислама.

Первостепенным же в этом вопросе видится создание учебных пособий, могущих помочь разобраться в нюансах различных мировоззренческих взглядов, да и вообще качественной литературы. Из появившихся книг в этом направлении за последнее время выделяется «Корановедение» Эльмира Кулиева. В этом же ряду — издания (печатные и электронные) ИД «Медина». А что следом? Наверное, очередная проблема. Мало ведь выпустить качественный труд (или журнал), нужно, чтобы с ним знакомились. А все ли любят это «дело»? Так что появление трудов такого рода в рамках мусульманской социальной сети позволит знакомиться с ними огромному количеству людей, в т.ч. и с профессиональной точки зрения. К тому же, в этих же границах не исключается, в случае заинтересованности всех сторон, формирование и продвижение единой для всех идеи (цели), вне зависимости от следования манхаджу того или иного мазхаба.

Будем надеяться, что истинная вера, помноженная на творческое отношение к делу и желание развития уммы, позволят инициаторам проекта, участникам и пользователям продвигать мусульманское сообщество, а с ним и все человечество к прогрессу в планетарном масштабе! ИншаАллах!

  1. Выступление Н. Назарбаева на 38-м СМИД ОИК

    http://www.zakon.kz/top_law_news/221923-vystuplenie-prezidenta-rk.html

  2. См. Интервью Эльмира Кулиева

    http://islamrf.ru/news/faces/umma/19131/

  3. Мухаммад Камаль ад-Дин: проблема современных мусульман в том, что у них нет цели

    http://islamrf.ru/news/world/w-interview/19279/

  4. Шейх Юсуф аль-Карадави. Почему умма стала столь слабой?

    http://islam.in.ua/4/rus/full_articles/2786/visibletype/1/index.html

  5. Теймур Атаев. Уроки Туниса – 2, или взгляд на события с разных ракурсов

    http://www.islamnews.ru/news-31261.html

  6. Форум учеников Кардави. Воспитание лидеров для будущего исламской уммы

    http://islam.in.ua/4/rus/full_articles/4697/visibletype/1/index.html

  7. Назарбаев предложил создать мусульманскую G10

    http://www.newskaz.ru/economy/20110608/1559197.html

  8. Исламские финансы в РФ. Развитие и перспективы

    http://www.islamnews.ru/news-65811.html

  9. Айдарбек Ходжаназаров. По законам шариата

    http://orientir.ae/kazakhstan/articles/finance/islamicfinance/

  10. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего

    http://www.izvestia.ru/news/504908

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here